. Предисловие к сборнику "Первые шаги" | Сатурния

Предисловие к сборнику «Первые шаги»

«Мгновенье – и стихи свободно потекут»… Кто не помнит этих пушкинских строк?! Многие люди, особенно в отроческие и юношеские годы,  пытались выразить словами чувства, переполнявшие их, и пытаются до сих пор. Однако процесс рождения стиха не так прост.

Что это – рождение стиха? Таинство? Связь с Богом? Труд, помноженный на терпение? Или всё вместе? Или – «поэзия это круто налившийся свист» и «шёлканье сдавленных льдинок»? Или – поэзия рупор каких-то идей? Или – поэзия просто течение по воле волн моря капризного вдохновения? Или – поэзия каждодневный труд и продукт сугубо мыслительной (даже: рациональной) деятельности? Вряд ли кто-то знает правильный ответ, потому что у каждого ответ – свой. Для каждого Поэзия – что-то особое, и у каждого Муза – со своим неповторимым характером.

Радует, что многие молодые люди в наше время пытаются писать. Увлечение поэзией нетрудно объяснить: чаще всего это стремление обрести положительный идеал, гармоничное мировосприятие; думается, сказывается неприятие обыденной жизни, лишенной романтического, высокого, настоящего.

В то же время ни для кого не секрет, что подавляющее большинство «сочинителей», подобно Онегину, не в состоянии отличить ямба от хорея, не в ладах с русской орфографией и пунктуацией, словарь их беден и примитивен, культура речи на низком уровне. Это лишает поэзию молодых лёгкости, красоты, гармонии, духовности. И это, несомненно, большое упущение. Если правильно организовать ребят – начинающих поэтов – в своеобразный кружок по развитию поэтической одарённости…

…Сколько можно было бы воспитать молодых талантов! И не обязательно новых Пушкиных и Шекспиров! Можно просто давать ребятам начальное поэтическое образование, учить их грамотно выражать свои мысли и чувства, развивать умение дискутировать, формулировать и отстаивать свою точку зрения. Совсем необязательно, чтобы воспитанник такого кружка непременно стал поэтом. Но опыт  «всматривания» в Слово, умение увидеть гармонию и музыку речи может оказаться бесценным на любом профессиональном поприще.

Ранее существовал подобный кружок при ЦТДиЮ – «Хрустальное перо». Им руководила поэтесса Е.Юргенсон. Этот кружок дал целую плеяду талантливых поэтов, журналистов и даже юристов. Но сейчас его, к сожалению, нет.

Зато в нашем городе существует литературное объединение «Поэтический Нефтекамск». В его рамках в 2008 году была создана  секция, объединившая начинающих поэтов всех возрастов (от 15 до 45 лет). Велась активная работа по развитию поэтической одарённости и  формированию литературного вкуса. По результатам работы несколько молодых поэтов «получили путёвку» в местные СМИ.

Впоследствии работа  с начинающими поэтами в рамках кружка,  изучение и обобщение опыта работы кружка «Хрустальное перо»,  анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детской одаренности позволили нам разработать «Экспериментальное методическое пособие по развитию творческой (поэтической) одарённости у ребёнка». На его базе была организована кружковая работа и индивидуальные занятия с талантливыми школьниками, студентами, а также уже давно пишущими поэтами.

Мы считаем, что особым образом организованная учебно-игровая среда способствует развитию творческой активности детей. Предрасположенность сочинять есть практически у каждого ребёнка. Нужно всего лишь поместить его в такую атмосферу, которая способствовала бы развитию его творческих способностей.

Что такого особенного в нашей методике? А вот в чём особенность: занятия проводятся в игровой форме. Поэзия не должна быть невероятно сложным грузом, всё должно получаться играючи, по вдохновению. Необходимые материалы – 48-листовая тетрадь для записи теоретического материала и выполнения практических заданий и набор разноцветных ручек. В ходе занятий группе учащихся даётся теоретический материал из 2 части прикладного пособия (например, сведения о размере, рифме, форме стиха – сонет, рондо и т.д.), а затем предлагается выполнить практические упражнения по теме из 3 части пособия (например, подобрать рифмы, составить буриме, написать хокку). Это творчески развивает кружковцев и помогает им овладеть основами стихосложения, расширяет их кругозор и общую грамотность.

Выполнение подобных заданий (сочинение сонетов, рондо, хокуу и т.д.) вовсе не «издевательство» над стихотворной традицией, как считают некоторые противники нашей методики. Это просто упражнение, задание, направленное на развитие воспитанников. Мы же не говорим, что использование отрывка, например, из «Мастера и Маргариты» М.Булгакова для закрепления орфограммы «не и ни с разными частями речи» на уроке в 9 классе – издевательство над великим классиком.

Ключевых понятий, которые мы вводим на первом этапе, всего два: РИФМА и РАЗМЕР. Не злоупотребляя литературоведческой терминологией, в игре, с помощью забавных рисунков, несложных рифмовок можно показать, как «работает» рифма, какие способы рифмовки существуют, что такое размер и как стихи «текут» плавно и красиво, когда не сбиваешься с выбранного ритма и размера.

Затем происходит постепенное усложнение занятий, вводятся новые термины и понятия, усваиваются новые формы и способы стихосложения; появляются «зрелые» стихи в противовес «ученическим»; поэтические «этюды» становятся не самоцелью, а средством; усложняется мировосприятие; какие-то элементы стихосложения, способы и приёмы, усвоенные на занятиях, активно используются в поэтической практике.

Чтобы начинающие поэты работали не только на занятиях, но и дома, им даются обширные домашние задания. Домашнее задание придумывается каждый раз сообща в зависимости от потребностей группы. Тема следующего занятия выбирается так же – в зависимости от необходимости с ней ознакомиться или от желания участников группы. В этом наша методика отличается от других методик, где существует жёсткий план занятий, определён объём знаний, который должен усвоить ученик. План занятий по нашей методике формируется по ходу самих занятий. Существует определённый минимум, который должен усвоить и понять начинающий поэт, но не важен порядок получения знаний.

Члены группы получают возможность читать свои стихи, обсуждать их с коллегами, а также с приглашёнными критиками и педагогами. Лучшие работы рекомендуются на общественное прочтение и к публикации в местных СМИ. Но самое главное, что дает работа кружка – это литературное образование и духовно обогащенное общение.

Вы скажите: это всё хорошо. А где результаты? Почему это ваших поэтов нигде не было слышно и видно? Отвечаем: мы долго готовили наш первый выпуск. К нам приходило множество людей, с ними велась работа. Кружок посещало в разное время от 3 до 15 человек. Кто-то отсеивался, не выдерживая ритма работы (поэзия в первую очередь требует самодисциплины, постоянной работы над собой, над своих образованием); кто-то оказывался графоманом и тоже отсеивался; кому-то требовалось только один раз высказаться и они пропадали; кто-то уезжал от нас в другие города на учёбу или работу; кто-то, посчитав, что достиг вершины, уходил в «свободное плаванье»; кто-то получал от нас необходимую поддержку и приходил время от времени… Мы обзавелись новыми друзьями, открыли новые таланты, сочинили вместе немало прекрасных стихов, рассказов и песен.

И вот перед вами – дебютная книжка нашего литературно-поэтического объединения «Saturnia» «Первые шаги». Saturnia – это бабочки-павлиноглазки, одни из самых больших и красивых бабочек в мире. Поэзия и вправду похоже на бабочку: стихотворение существует краткий миг, пока читаешь его или слушаешь – затем оно взмахивает крылами – и остаётся только ощущение стиха, как прикосновение крылышек бабочек к лицу. А ещё в древности поэты называли Сатурнией Италию – родину великих Вергилия, Данте, Петрарки. Так что название нашего ЛПО «Saturnia» весьма символично.

В первую книгу вошло всего 6 авторов. Несомненно, есть множество других талантливых поэтов, чьё творчество не было включено в сборник по разным причинам (главным образом, по причине отсутствия авторов в Нефтекамске или их нежеланием печататься ввиду высокой самокритичности). Чтобы никого не выделять и не обижать, мы решили расположить авторов в алфавитном порядке.

Открывают сборник стихи Ивана Бегмы. Иван на данный момент – студент гуманитарного факультета Нефтекамского филиала Башкирского государственного университета, получает образование филолога. Думается, что изучение филологических дисциплин даёт Ивану хорошую базу для творчества. В стихах Ивана отразились искания: искания родной души, своего места в жизни, предназначения. Иван по большей части – максималист. Его отличает непримиримая неприязненная позиция по отношению к трусости, приспособленчеству, покорности. «Летать так летать» – эти слова можно признать девизом Ивана в творчестве. Но его творческая позиция отражает и жизненную позицию. Иван относит себя к андеграундной культуре панков. Но это не значит, что его стихи содержат только протест и наполнены нецезурным содержанием (что является распространённым стереотипом по отношению ко всем андерграундным субкультурам), напротив, многие его стихи лиричны, его герои – романтики по своей натуре.

Любовь Беляева – человек, который воспринимает мир совершенно по-особому. Это отражается как в авторской позиции, так и в непосредственности мировоззрения героев ее стихотворений. Чувство ритма, использование точных рифм, простота и наивность – этим в первую очередь удивляет и привлекает ее лирика. И пусть в ее творчестве встречаются мотивы одиночества, но гораздо чаще стихотворения Любови проникнуты светлой радостью, граничащей с упоением красотой природы и восторгом. Впрочем, они не лишены и определенной иронии по отношению к миру и самой себе, что так же нельзя не отметить. Несмотря на то, что Любовь уже получила среднеспециальное  образование по специальности «Дизайн», она решила не останавливаться на этом и сейчас обучается на психолога в ВЭГУ. Думаем, ее целеустремленность и оптимистический настрой помогут ей двигаться дальше по пути творческой самореализации.

Лилия Гареева учится на заочном отделении гуманитарного факультета Нефтекамского филиала Башкирского государственного университета (специальность «Юриспруденция»). Лилия не только пишет стихи, но и сочиняет музыку – она является бардом. В нашем ЛПО она впервые появилась с гитарой. Для неё мелодия и стихи неотделимы. Поскольку её строчки рождаются одновременно с музыкой, стихи Лилии отличаются интересным интонационным построением, может быть, не всегда удачным с точки зрения верификации. Её стихи пронизаны особой нежностью, отличаются искренностью. С каждой новой песней она совершенствует свой стиль, оттачивает умение подбирать нужные слова, точные и удачные по звучанию рифмы, устраняет сбивки размера.

Айгуль Гаялова тоже студентка гуманитарного факультета Нефтекамского филиала Башкирского государственного университета, без пяти минут выпускница: в этом году она оканчивает 5 курс специальности «История». Надо отметить, что это её второе образование. Стихи Айгуль очень гармоничны по своей сути. Если первые её опыты ещё несли в себе черты юношеского максимализма, несли в себе эмоцию надрыва, надлома («Теперь я тишина»), то последние её стихи уже являются зрелыми, гармоническими и технически более совершенными. В её стихах много сострадания, любви ко всему миру, стремления разделить боль окружающих («Тише, ангелы спят»). Айгуль пишет не постоянно – а рывками, по нескольку стихотворений в ночь – затем тишина на полгода. Эмоция выплёскивается разом – и поэтому восприятие острее.

Новые стихи Светланы Кузнецовой, когда мы их увидели, поразили нас своим новым качеством по сравнению с тем, что было ранее. Имя Светланы, возможно, известно местным жителям: её стихи не раз появлялись на страницах «Красного знамени». Сейчас Светлана учится в Екатеринбурге в Уральском государственном университете на факультете «Политологии и социологии». Жизнь в другом городе, вдали от привычной среды очень изменила Светлану, и по её стихам это чувствуется. Если раньше она просто излагала в стихах свои размышления (очень интересные и порой парадоксальные), то теперь её стихотворения стали конкретнее, осмысленней, глубже, символика обрела двойное и тройное дно, эмоция передаётся не непосредственно, а зашифровано. Чтобы понять поэзию Светланы, необходимо обладать достаточно большим багажом знаний, иметь готовность вникать в поэзию, размышлять над словом и символом, поражаться обилию мыслей автора, принимать автора таким, какой он есть.

Новым Есенином окрестили в нашем ЛПО Азамата Мухамедьярова, студента гуманитарного факультета Нефтекамского филиала Башкирского государственного университета (специальность «Юриспруденция»), и неспроста. Поэзия Азамата чисто мужская, но очень музыкальная и лирическая. В его стихах – положительное восприятие мира, его лирический герой готов бороться с трудностями и выходить из них победителем, как и положено настоящему мужчине. Азамат увлекается классической музыкой, что не может не сказываться на стихах. Они обладают лёгкостью, напевностью и в то же время наполнены смыслом и очень широки в эмоциональном спектре. Редко пишут столь чистые и добрые стихи.

Как видите, все авторы разные, каждый поэт – индивидуальность. Поэтому мы не стараемся переучить приходящих к нам ребят писать «правильно». Мы не знаем, как «правильно». А они знают. «Правильно» – это так, как хочется, но на высоком уровне. Планку высокого уровня задаём как раз мы – не только руководители кружка, но и все кружковцы вместе. Когда поэт читает стих, сразу видно: талантлив он или просто графоманит потихоньку. И когда у слушателя есть уже «поэтический багаж» (когда слушатель начитан), он может дать чтецу вполне авторитетный и аргументированный отзыв. Значит, автор стремится соответствовать заявленной планке. Пусть не всегда получается – но «к цели двигается даже тот, кто просто ползёт».

И среди стихов, отобранных нами, есть не самые удачные, есть откровенно «ученические» работы. Зачем мы их даём? С двумя взаимосвязанными целями: во-первых, показать эволюцию автора (если она есть), во-вторых, показать нашу работу как руководителей, воспитателей, наставников.

Мы не позиционируем наш сборник как «новую волну» поэзии, сметающую всё и вся на своём пути. Нет. Наш альманах – скорее отчётный документ, «слепок» определённого этапа нашего большого поэтического пути. Именно поэтому он называется «Первые шаги». Да, это пока робкие, неуверенные шажки, но скоро – мы очень надеемся – они превратятся в уверенную походку зрелого поэта.

Скачать сборник можно здесь.

Добавить комментарий

Return to Top ▲Return to Top ▲