Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого.
Если сказать проще – это когда вместо усов – усищи, глаз – глазищи, когтей – когтищи и т.д. Причем их изображение на поверку реальностью окажется сомнительным, маловероятным.
• То ли руки, то ли лапы, загребают всё к себе (Фрид Траум);
• … другой имеет рот величиной в арку Главного Штаба… (Н. Гоголь.);
Гипербола тем и отличается от простого фантазерства, что, воздействуя на эмоциональную сторону читателя, слушателя, формирует яркий, особенный и неповторимый образ описываемого объекта.
Впрочем, преувеличенной может быть не только внешняя сторона изображаемого явления, но и черты характера, ситуации, психологические свойства:
• через пропасти конь перескакивает, через ущелья перепрыгивает, с горы на гору переступает. (былина «Святогор-Богатырь»)
• в сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский);
Многие считают гиперболу используемой преимущественно для создания комического эффекта в юмористических произведениях. Отчасти они правы:
• Теперича,— думаю,— он нарочно три дня будет мыться (М.Зощенко)
• Из тысячи… даже, пожалуй, из двух тысяч мальчиков найдется только один, кто сумел бы выбелить его {забор} как следует. (М.Твен)
Однако и в лирике без гиперболы не обойтись:
• мело, мело по всей земле, во все пределы… (Б. Пастернак);
Часто гиперболы можно увидеть во фразеологизмах, крылатых выражениях:
• Слезы в три ручья
• Реки крови
• Море смеха
• Что ни в сказке сказать, ни пером описать
Итак, можно сказать, что основное назначение гиперболы – создать зримый образ, придав описываемому выразительность путем художественного преувеличения изображаемых свойств с помощью преувеличения размера, свойства, характера объекта или явления.
Комментариев нет