Буряты – один из народов, населяющий Сибирь. Исторически он проживает на берегу озера Байкал. Буряты являются частью общемонгольского мира, и множество веков их история развивалась параллельно с историей монголов. Лишь после вхождения в состав Российской империи начался период национального самоопределения бурят.
Интересна в этом плане бурятская культура и литература в частности. Является хранителями традиционной монгольской культуры, находясь на «перекрестке культур», буряты много позаимствовали от населяющих Россию народов и создали свою, самобытную литературу.
Монгольский период
Собственно монгольская письменность возникла в 9-10 веках, когда народ кидани, говорящий на монгольском языке, создал две разновидности письменности:
- Большое письмо (бичиг) на основе китайских иероглифов;
- Малое письмо (бага бичиг), созданное с опорой на алфавит уйгуров.
Так называемый «Чингизов камень», найденный в 19 веке на берегу реки Аргур и ныне хранящийся в Эрмитаже, является первым образцом традиционной монгольской письменности. На нем красочно описано, как племянник Чингисхана Есунке во время соревнований по стрельбе выпустил стрелу на 335 маховых саженей.
Первым литературным памятником национальной монгольской литературы считается «Сокровенное сказание», или, как его иногда именуют, «Тайная история монголов». Книга была создана в 1240 году, в ней описываются в былинной форме исторические события 12-13 веков, а именно – периода царствования и завоевательных походов Чингисхана. По форме «Сокровенное сказание» является исторической летописью, по сути – национальным эпосом масштабов «Калевалы» или «Слова о полку Игореве».
С распространением в монгольском мире учения буддизма в 14-15 веках исторические темы в литературе Бурятии сменились религиозными. Большая часть литературы того периода – переводная:
- ученые трактаты;
- книги по медицине;
- описания жизни святых;
- огромная энциклопедия Данджур в 225 томах.
Одновременно развивается национальная религия – шаманизм, в сознании простых людей происходит слияние шаманизма и буддизма, что предопределяет возникновение полубуддийской и полушаманских произведений.
Возникновение национальной бурятской литературы
16-17 век вошел в историю Бурятии как период становления государственности и определения национальной самобытности народа. В это время возникают эпические песни, основной темой которых становится формирование единого народа, борьба с иностранными захватчиками, самоопределение и поиск своего места в мире.
В 17 веке появляются первые оригинальные произведения бурятских авторов:
- «Повествование о Бальжан хатун» – это историческая хроника, показывающая борьбу национальных бурятских героев против захватчиков, включающая в себя немало фольклорных элементов;
- «Легенда о Бальжан хатун» – это небольшая повесть, рассказывающая о репатриации бурят на родную землю.
В 19-20 веке под влиянием русской культуры в Бурятии возникла собственная художественная литература, которая ставила своей целью просвещение народа. Взрывной рост региону дала постройка Транссибирской железной дороги, которая дала бурятам выход и на запад, и на восток.
Драматургия стала наиболее популярным жанрам, так как давала возможность приобщиться к искусству даже неграмотным людям. Изучение и написание прозы и поэзии по-прежнему оставалось прерогативой буржуазии и интеллигенции. Наиболее популярная драма того периода – «Ухэл» (Смерть) Д.А. Абашеева, основная тема которой – шаманизм. Всего до прихода власти Советов в Бурятии было распространенно 6 авторских пьес.
Бурятская литература советского и постсоветского периода
После Октябрьской революции литература региона коренным образом изменилась. Основными темами стала классовая борьба и мирный созидательный труд. Началось образование нового литературного языка Бурятии на основе хоринского диалекта с использованием кириллических и латинских символов. На новый язык переводились передовые произведения русских и западных авторов, отвечающих задаче просвещения народа и приобщения его к новой культуре. В 1925 году создано местное отделение Союза писателей.
Первые произведения нового периода:
- сборник стихов П.Н. Дамбинова «Цветостепь» (1922 год);
- антология литературы на бурятском языке Уран-Угун-Чимек (1927 год);
- повести «Луна в затмении» и «Отравление от брынзы» (1932-1935 годы) Ц.Д. Дондубона.
С 1930-х годов развиваются три основных направления:
- обработка народных сказок бурятского народа;
- создание литературных (авторских) сказок (Б.Д. Абидуев, А.И. Шадаев);
- драматургия (А.И. Шадаев «Мэргэн», Н. Балжано «Один из многих», Ж. Тумунов «Сэсэгма»).
В 1949 вышел первый национальный бурятский роман пера Ж.Т. Тумунова под названием «Степь проснулась». Он же в 1954 году издал второй роман «Золотой дождь». Также с 1950-х годов были изданы романы Х. Намсараева, Ч. Цыдендамбаева.
Подлинный расцвет бурятская литература переживает в 1960-1970-х годах, когда появляются совершенно разноплановые произведения таких авторов, как И. Калашников, Б. Мунгонов, В. Мытипов, М. Самбуев, Д. Эрдынеев и др. Наибольшее развитие приобретают повествовательные жанры. В своей прозе авторы активно используют фольклор бурятского народа, особенно, при написании исторических романов. Активно развивается поэзия, в том числе крупных форм. В 1981 году появился первый бурятский роман в стихах «Земли притяжение» авторства В. Петонова.
В постсоветский период развивается не только художественная бурятская литература, но и литература в жанре нон-фикшн. В Бурятии появляется множество исследований истории народа, его фольклора, традиций.
Несомненно, бурятская литература – интересный феномен, достойный профессионального изучения.
Комментариев нет