Конспект урока, ориентированного на учеников 6-7 класса
Цели:
1) Дать понятие об устаревшей лексике: архаизмах и историзмах, сфере употребления устаревшей лексики; познакомить учащихся со словарём устаревших слов.
2) Отработать умение правильно употреблять устаревшие слова, различать архаизмы и историзмы; расширять словарный запас учащихся; закреплять орфографические нормы.
3) Развивать речь учащихся, творческие способности, воображение.
4) Прививать интерес к истории, прошлому страны.
Оборудование.
Таблички со словами «СТАРЫЙ», «СТАРИННЫЙ», прикрепляющиеся к доске; карточки с отрывком из сказки А.С. Пушкина; толковый словарь В.И. Даля; репродукция картины М.В. Васнецова «Богатыри»
Ход урока
I. Оргмомент.
Слово учителя.
Определение цели урока: Знакомство с таким пластом лексики русского языка, как устаревшие слова.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
III. Психологическая подготовка школьников к восприятию нового материала (актуализация изученного).
Беседа с учениками.
– Что такое лексика?
– Как вы думаете, слова могут стариться и умирать? Почему? Приведите примеры.
– Что означает слово «старый»? Выделите в нём корень. Подберите однокоренные слова.
На доске вывешиваются две таблички:
СТАРЫЙ СТАРИННЫЙ
– Чем отличаются значения этих слов?
Старый – это вышедший из употребления, ветхий, ненужный.
Старинный – это вышедший из употребления, но сохранивший свою ценность.
– Какие бывают слова? Старые или старинные?
IV. Объяснение нового материала.
1. Запись даты и темы урока в тетради.
2. Слово учителя.
– Определение устаревших слов.
– Определение архаизмов и историзмов:
Архаизмы – слова, вышедшие из употребления, но имеющие современный эквивалент; историзмы – слова, вышедшие из употребления, потому что вышли из употребления предметы, называемые ими.
– Наша цель: познакомиться с рядом устаревших слов, их значением.
V. Первичное закрепление материала.
1. Работа с карточками.
Карточки раздаются дежурными. На карточках записан отрывок из сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем,
На крыльце стоит его старуха,
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.
Беседа с учениками.
– Из какого произведения этот отрывок?
– Кто его автор?
– О ком речь идёт в отрывке?
– Как эта старуха стала дворянкой?
– Чем закончилась сказка?
– Значение каких слов вам неизвестно?
Знакомство с толковым словарём В.И. Даля.
Каждому ученику даётся по одному неизвестному слову для поиска его значения в словаре.
Чтение значений слов, запись под диктовку значений слов «душегрейка», «парча».
2. Работа с картиной М.В. Васнецова «Богатыри».
Беседа с учениками.
– Кто такой богатырь? Найдите в словаре В.И. Даля значение слова и выпишите его в тетрадь.
– Как ещё на Руси называли воинов?
Варианты: богатыри, витязи, ратники.
– Употребляются ли в настоящее время эти слова? Почему? Эти слова являются историзмами или архаизмами?
– Кто такие богатыри Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич?
– Какие предметы вы видите на картине? Название всех ли вы знаете?
3. Работа с карточками.
Дежурные раздают карточки с названиями предметов и их изображением:
Лапти, шлем, кольчуга, меч, щит, сарафан, копьё, колчан, лук, палица, кика, власяница.
Класс делится на две группы, и каждой группе задаётся по вопросу:
– Представьте, что вы – богатыри. Как бы вы оделись?
– Представьте, что вы – крестьяне. Как бы вы оделись?
Ученики должны распределить карточки между собой.
4. Учитель пишет на доске предложение:
Маша закрыла свои очи, нахмурила чело, вытянула выю, подняла десницу и, прикоснувшись к ланитам, поднесла свои перста к устам.
Ученикам предлагается прочитать вслух это предложение и найти в нём устаревшие слова.
Беседа с учениками:
– Значением всех ли слов вам понятно? Найдите значение неясных вам слов в словаре. Приведите современные эквиваленты.
– Как вы думаете, почему в настоящее время эти слова вышли из употребления?
– Как называются такие слова – историзмами или архаизмами?
– Приведите ещё примеры архаизмов.
VI. Итог урока.
1. Беседа с учениками.
– Сегодня мы познакомились с устаревшими словами. Какие это слова?
– На какие две большие группы они делятся?
– Чем отличаются старые и старинные слова?
2. Выставление оценок.
VI. Задание на дом.
Приведите по 5 примеров архаизмов и историзмов. Подготовьте краткое сообщение о значении одного из историзмов.
Комментариев нет