Урок подготовки к сочинению на тему «Что такое Родина»

08.04.2013

Цели:

1) Дать понятие о структуре сочинения-рассуждения, сочинения-описания и сочинения-повествования.

2) Формировать умение строить речь в определённой композиционной форме; систематизировать собранный к написанию сочинения материал.

3) Развивать речь и воображение учащихся.

4) Воспитывать любовь к родному языку и к родине.

 

Оборудование.

Карточки с цитатами.

 

Ход урока

 

I. Оргмомент.

Слово учителя.

Определение цели урока: Подготовка к сочинению на тему: «Что такое Родина?»

Запись даты и темы урока в тетради.

 

II. Вводная беседа (актуализация знаний).

1. Слово учителя.

Чтение стихотворения И. Бунина «Родине».

 

Они глумятся над тобою,

Они, о родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат…

 

Так сын, спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей —

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей,

 

Глядит с улыбкой состраданья

На ту, кто сотни верст брела

И для него, ко дню свиданья,

Последний грошик берегла.

 

2. Беседа с учениками.

– Знаете ли вы автора этого стихотворения?

– Какое чувство пронизывает это стихотворение?

– Как автор относится к своей Родине? Как вы думаете, в чём причина такого отношения?

 

3. Работа с карточками.

Дежурные раздают карточки, на которых написаны цитаты о родине. Ребятам предлагается объяснить, как они понимают эти высказывания.

 

Без свободы нет отечества.

Л. Бешерель

 

Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.

Ш. Монтескье

 

Человек без родины – это песчинка, отданная случайностям времени и пространства.

Жан Лакордер

 

Права она или нет — это наша страна.

Стивен Декейтер

 

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.

Петр Чаадаев

 

Любовь к родине должна быть взаимной.

Илья Герчиков

 

Кто из нас не испытывал желания жить одновременно и в своем отечестве, волнуясь всеми интересами своей родины, и в то же время где-нибудь в Париже, Лондоне?

Н.О. Лосский

 

Нет более благородной болезни, чем тоска по родине.

И.Г. Гаман

 

Дым отечества светлее огня на чужбине.

Лукиан из Самосаты

 

Отчизна – это край, где пленница душа.

Вольтер

 

Запись в тетрадь 1-2 выражений для эпиграфа к сочинению.

 

IV. Подготовка к написанию сочинения, составление плана сочинения.

1. Беседа с учениками.

 

На доске вывешены карточки:

 

РАССУЖДЕНИЕ

 

ОПИСАНИЕ

 

ПОВЕСТВОВАНИЕ

 

– Скажите, каких типов бывают сочинения?

– Что нужно писать в сочинении-рассуждении? Какова его структура?

– Что нужно писать в сочинении-описании? Какова его структура?

– Что нужно писать в сочинении-повествовании? Какова его структура?

 

2. Открывается закрытая ранее часть доски, на нём часть плана:

 

1) Вступление.

2) Основная часть:

А) …

Б) …

В) …

3) Заключение.

 

Беседа с учениками.

– Как вы думаете, эта структура сочинения полная? Подходит ли она для всех типов сочинений?

– Придумайте схему для сочинения-рассуждения.

– Придумайте схему для сочинения-описания.

– Придумайте схему для сочинения-повествования.

 

Наиболее удачные схемы записываются на доске и переносятся в тетради.

 

– Как вы думаете, встречаются ли эти типы сочинений в чистом виде? Почему?

 

3. Слово учителя.

Предлагается написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое Родина?» и составить примерный план.

 

4. Беседа с учениками.

– Что мы должны писать во введении?

– Что мы должны писать в основной части? Предлагаю разбить основную часть на микро-темы и дать каждой микро-теме название.

Примерные микро-темы:

– Родина как место рождения и поэтому дорогое сердцу место;

– Защита Родины – обязанность каждого гражданина;

– Патриотизм – это любовь к Родине, но не фанатичная преданность и т.д.

– Сочинение не должно оставаться без заключения, как дом не может быть построен без крыши. Что мы можем написать в заключении? Заключение не должно повторять вступление.

– Теперь к нашему сочинению необходимо подобрать название. При выборе названия нужно руководствоваться несколькими правилами:

1) оно должно отражать основную мысль текста;

2) оно должно быть кратким, ёмким, запоминающимся;

3) название не должно быть избитым и безликим, не вызывающим желания ознакомиться с сочинением.

Какое название вы выбрали?

– Также к сочинению можно подобрать эпиграф. Вы можете воспользоваться цитатами с карточек или вспомнить свои.

 

V. Итог урока.

1. Выставление оценок.

 

2. Слово учителя.

Каждый по-своему относится к Родине, и поэтому сочинения будут разными. При написании сочинения вы можете руководствоваться схемой, разработанной на уроке, или придумать свою схему.

 

VI. Задание на дом.

Написать сочинение на тему «Что такое Родина?».

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Return to Top ▲Return to Top ▲