План анализа текста научного стиля

28.09.2013

Лексико-семантические особенности (выделены в тексте синим цветом в соответствии с пунктом плана):

1) Широкое использование абстрактной лексики, явно преобладающей над конкретной: совершенствование, развитие, восприятие и др.

2) Обобщенно-отвлеченный характер речи подчеркивается употреблением специального слова: подчас.

3) Использование терминологии (в данном случае литературоведческой и методической): литературоведение, произведение, эпос, методика и т.д.

4) Использование слов  общенаучного употребления: проблема, исследование, концепция, анализ и др.

5) За многозначными общеупотребительными словами закреплено специальное значение.

6) Упот­ребление общелитературных, межстилевых устойчивых оборотов: средняя школа, литературное образование, широкие рамки.

7) Употребление фразеологизмов терминологического характера (составные термины): художественное произведение, художественная целостность, литературное произведение, эпическое произведение и др.

8) Речевые клише: ставится вопрос, решение задач, настолько …, что в нем, в значительной степени, представляет собой и т.п.

9) Отсутствие слов и устойчивых словосочетаний с эмоционально-экспрессивной и разговор­ной окраской, а также слов ограниченного употребления.

Морфологические особенности (выделены зеленым цветом):

1) Явное пре­обладанием имени над глаголом, широкое употребление имен существительных на -ние, -ие, -ость.

2) Широкое употребление существительных среднего рода.

3) Употребление единственно­го числа в значении множественного

4) Среди падежных форм первое место по частотности употребления занимают формы родительного падежа, ко­торые часто выступают в функции определения.

5) Краткие прилагательные выражают не временный, а постоянный признак предметов и явлений.

6) Употребление абсолютного большинства глаголов в форме настоящего времени.

7) Из видовых форм глаголов наиболее частотны формы несовершенного вида;

8) Эмоциональные и субъективно-модальные частицы и междометия в научной речи не употребляются.

Синтаксические особенности (выделены красным цветом):

1) Широкое использование пассивных (страдательных) конструкций, так как в них на первый план выдвигается действие, а не его производитель, в результате чего обеспечивается объективность и неличная манера изложения, например: Одной из важнейших проблем … является проблема изучения художественного произведения…

2) Употребление номинативных предложений в заголовках.

3) Преобладание союзных предложений над бессоюзными.

4) Из союзных предложений наиболее употребительны сложноподчиненные.

5) Наличие указательных местоимений.

6) Широкое использование в связующей функции наречий, наречных выражений, а также других частей речи и сочетаний слов.

7) Час­тотны вводные слова или словосочетания, выражающие отношения между частями высказывания.

8) Предложения осложнены причастным и дее­причастным оборотами, однородными рядами.

9) Цитирование других источников с указанием библиографической ссылки.

10) Порядок слов прямой.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Return to Top ▲Return to Top ▲