План анализа текста научного стиля

28.09.2013

Лексико-семантические особенности (выделены в тексте синим цветом в соответствии с пунктом плана):

1) Широкое использование абстрактной лексики, явно преобладающей над конкретной: совершенствование, развитие, восприятие и др.

2) Обобщенно-отвлеченный характер речи подчеркивается употреблением специального слова: подчас.

3) Использование терминологии (в данном случае литературоведческой и методической): литературоведение, произведение, эпос, методика и т.д.

4) Использование слов  общенаучного употребления: проблема, исследование, концепция, анализ и др.

5) За многозначными общеупотребительными словами закреплено специальное значение.

6) Упот­ребление общелитературных, межстилевых устойчивых оборотов: средняя школа, литературное образование, широкие рамки.

7) Употребление фразеологизмов терминологического характера (составные термины): художественное произведение, художественная целостность, литературное произведение, эпическое произведение и др.

8) Речевые клише: ставится вопрос, решение задач, настолько …, что в нем, в значительной степени, представляет собой и т.п.

9) Отсутствие слов и устойчивых словосочетаний с эмоционально-экспрессивной и разговор­ной окраской, а также слов ограниченного употребления.

Морфологические особенности (выделены зеленым цветом):

1) Явное пре­обладанием имени над глаголом, широкое употребление имен существительных на -ние, -ие, -ость.

2) Широкое употребление существительных среднего рода.

3) Употребление единственно­го числа в значении множественного

4) Среди падежных форм первое место по частотности употребления занимают формы родительного падежа, ко­торые часто выступают в функции определения.

5) Краткие прилагательные выражают не временный, а постоянный признак предметов и явлений.

6) Употребление абсолютного большинства глаголов в форме настоящего времени.

7) Из видовых форм глаголов наиболее частотны формы несовершенного вида;

8) Эмоциональные и субъективно-модальные частицы и междометия в научной речи не употребляются.

Синтаксические особенности (выделены красным цветом):

1) Широкое использование пассивных (страдательных) конструкций, так как в них на первый план выдвигается действие, а не его производитель, в результате чего обеспечивается объективность и неличная манера изложения, например: Одной из важнейших проблем … является проблема изучения художественного произведения…

2) Употребление номинативных предложений в заголовках.

3) Преобладание союзных предложений над бессоюзными.

4) Из союзных предложений наиболее употребительны сложноподчиненные.

5) Наличие указательных местоимений.

6) Широкое использование в связующей функции наречий, наречных выражений, а также других частей речи и сочетаний слов.

7) Час­тотны вводные слова или словосочетания, выражающие отношения между частями высказывания.

8) Предложения осложнены причастным и дее­причастным оборотами, однородными рядами.

9) Цитирование других источников с указанием библиографической ссылки.

10) Порядок слов прямой.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Return to Top ▲Return to Top ▲