. Что такое поэтическая одаренность | Сатурния

Введение в проблему

Повышенный интерес к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей неслучаен. Ученые заметили, что в настоящее время количество «вундеркиндов» растет по нарастающей. В электронной версии газеты «Правда» отмечается, что в ходе исследований, проведенных по заказу Общественной палаты в 2011 году, было выявлено 30-40% детей «с отклонениями от нормы в лучшую сторону»[1]. В то же время, как отмечается в этой же статье и с чем приходится согласиться, значительная часть детей в процессе школьного обучения теряет свои способности и приравнивается к «середнячкам». Все это значит, что в XXI веке придется кардинально пересмотреть систему школьного образования и воспитания.

Очень важно своевременно выявлять и развивать таланты. Не случайно еще А.М. Матюшкин в «Концепции творческой одаренности» писал, что «обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет идеальную модель творческого развития человека»[2], поскольку «развитие и воспитание одаренных и талантливых детей решает насущную задачу формирования творческого потенциала <…> общества, обеспечивает возможности интенсивного <…> прогресса, дальнейшего развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни»[3]. Об этом же пишет и Н.С. Лейтес: «Дети с ранними проявлениями умственной одаренности <…> раньше других могли бы становиться учеными, включаться в творческую жизнь. Нельзя пренебрегать заботой о том, чтобы сберечь, развить у таких детей необычные ростки их способностей. Особые возможности ребенка – ценнейшее достояние общества»[4].

Но общеобразовательная школа, как известно, многие годы ориентировалась на «среднего» ученика, в то время, как учеными декларировалась необходимость учитывать индивидуальные различия детей. Правда, «индивидуальные различия учитывались, по необходимости, в работе с детьми отстающими, неуспевающими. Что же касается школьников с повышенной восприимчивостью к учению, то они обычно не привлекали к себе внимания»[5], либо напротив, доставляли учителям наибольшее количество хлопот и воспринимались как «неудобные», «трудные». «Некоторым учителям кажутся мешающими ученики с необычайными познаниями, с не всегда понятной умственной активностью»[6]. Возможно, это вызвано тем, что сложно перестроить традиционную систему обучения, изменить отношение учителей к «нестандартным» детям. К тому же школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. Поэтому право работы с одаренными детьми взяла на себя система дополнительного образования, так как именно дополнительное образование расширяет сферу творчества одаренного ребенка.

Одаренность как социально-психологический феномен с древнейших времен вызывала интерес у наиболее прогрессивной части человечества. Не секрет, что именно те люди, которых принято называть одаренными (талантливыми или даже гениальными), делают наибольший вклад в науку и искусство. Однако без должного развития одаренный человек может не реализовать себя в полную силу. История сохранила немало примеров того, как грамотно организованная работа по развитию одаренности помогла в полную меру раскрыть талант человека (например, выпускников Царскосельского Лицея, воспитанников «Цеха поэтов» Николая Гумилева).

В настоящее время зарубежными и отечественными психологами, педагогами, философами накоплен большой теоретический и практический опыт в области развития одаренности, но все равно этот вопрос остается открытым и дискуссионным. Многое в освещении вопроса зависит от аспекта исследования, личного опыта и личных предпочтений исследователя, а также от степени возможности дальнейшей реализации проекта. Поэтому разработка программ по развитию одаренности остается актуальной и необходимой задачей современного времени.

Цель — разработка курса — повлекла за собой реализацию следующих задач:

– систематизировать знания и научные разработки в области общей одаренности и, в частности, литературно-поэтической одаренности, проследив эволюцию взглядов ученых, педагогов, психологов, литераторов на проблему одаренности от античности до наших дней;

– выяснить структуру литературно-поэтической одаренности;

– разработать авторскую программу по развитию литературно-поэтической одаренности ребенка, основываясь на собственном опыте и опыте зарубежных и отечественных исследователей;

– провести предварительную апробацию программы, систематизировать и обобщить полученные результаты и наметить пути дальнейшего развития программы;

– организовать кружковую деятельность на основе доработанной программы, систематизировать и обобщить полученный материал для дальнейших разработок в выбранной области.

Методическую основу курса составляют исследования Ш.А. Амонашвили, Ю.Д. Бабаевой, Д.Б. Богоявленской, Л.В. Выготского, Н.Ф. Дика, А.И. Савенкова, Б.М. Теплова, П.В. Тюленева, Н.С. Лейтеса, Ю.М. Лотмана, А.М. Матюшкина, О.И. Никифоровой, К.Д. Ушинского, В.Д. Шадрикова, В.С. Юркевич, В.П. Ягунковой, А. Бине, Э. Торренса, Дж. Рензулли и др.

Методологическая основу курса составляют труды отечественных и зарубежных исследователей  по проблеме детской одаренности (Ю.Д. Бабаевой, Д.Б. Богоявленской, Л.В. Выготского, Н.Ф. Дика, А.И. Савенкова, Б.М. Теплова, П.В. Тюленева, Н.С. Лейтеса, А.М. Матюшкина, О.И. Никифоровой, К.Д. Ушинского, В.Д. Шадрикова, В.С. Юркевич, В.П. Ягунковой; Г. Айзенка, А. Бине, Ф. Гальтон, Э. Торренса, Дж. Рензулли), по вопросам современных педагогических технологий (педагогика сотрудничества – Ш.А. Амонашвили, технология эвристического обучения – А.В. Хуторской и др.); исследования литературоведов в области стихосложения (М.М. Бахтина, М.Л. Гаспарова, А.В. Есина, А.П. Квятковского, Ю. Лотмана, В.В. Онуфриева, В.Е. Толкачева).

 


[1] Сальник В.А. Наше будущее: таланты или невротики? [Электронный ресурс]  // Pravda.ru: Электронная газета. – 2011. – URL: http://www.pravda.ru/society/family/pbringing/15-06-2011/1080436-odarennim-0 (дата обращения: 23.11.2011).

[2] Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989. – №6. – С. 29.

[3] Там же.

[4] Лейтес Н.С. Раннее проявление одаренности // Вопросы психологии. – 1988. – №4. – С. 106.

[5] Лейтес Н.С. Раннее проявление одаренности // Вопросы психологии. – 1988. – №4. – С. 98.

[6] Там же.

Добавить комментарий

Return to Top ▲Return to Top ▲