Цели:
1) Дать понятие о структуре сочинения-рассуждения, сочинения-описания и сочинения-повествования.
2) Формировать умение строить речь в определённой композиционной форме; систематизировать собранный к написанию сочинения материал.
3) Развивать речь и воображение учащихся.
4) Воспитывать любовь к родному языку и к родине.
Оборудование.
Карточки с цитатами.
Ход урока
I. Оргмомент.
Слово учителя.
Определение цели урока: Подготовка к сочинению на тему: «Что такое Родина?»
Запись даты и темы урока в тетради.
II. Вводная беседа (актуализация знаний).
1. Слово учителя.
Чтение стихотворения И. Бунина «Родине».
Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат…
Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей —
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,
Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.
2. Беседа с учениками.
– Знаете ли вы автора этого стихотворения?
– Какое чувство пронизывает это стихотворение?
– Как автор относится к своей Родине? Как вы думаете, в чём причина такого отношения?
3. Работа с карточками.
Дежурные раздают карточки, на которых написаны цитаты о родине. Ребятам предлагается объяснить, как они понимают эти высказывания.
Без свободы нет отечества.
Л. Бешерель
Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.
Человек без родины – это песчинка, отданная случайностям времени и пространства.
Жан Лакордер
Права она или нет — это наша страна.
Стивен Декейтер
Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
Петр Чаадаев
Любовь к родине должна быть взаимной.
Илья Герчиков
Кто из нас не испытывал желания жить одновременно и в своем отечестве, волнуясь всеми интересами своей родины, и в то же время где-нибудь в Париже, Лондоне?
Н.О. Лосский
Нет более благородной болезни, чем тоска по родине.
И.Г. Гаман
Дым отечества светлее огня на чужбине.
Лукиан из Самосаты
Отчизна – это край, где пленница душа.
Вольтер
Запись в тетрадь 1-2 выражений для эпиграфа к сочинению.
IV. Подготовка к написанию сочинения, составление плана сочинения.
1. Беседа с учениками.
На доске вывешены карточки:
РАССУЖДЕНИЕ
ОПИСАНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ
– Скажите, каких типов бывают сочинения?
– Что нужно писать в сочинении-рассуждении? Какова его структура?
– Что нужно писать в сочинении-описании? Какова его структура?
– Что нужно писать в сочинении-повествовании? Какова его структура?
2. Открывается закрытая ранее часть доски, на нём часть плана:
1) Вступление.
2) Основная часть:
А) …
Б) …
В) …
3) Заключение.
Беседа с учениками.
– Как вы думаете, эта структура сочинения полная? Подходит ли она для всех типов сочинений?
– Придумайте схему для сочинения-рассуждения.
– Придумайте схему для сочинения-описания.
– Придумайте схему для сочинения-повествования.
Наиболее удачные схемы записываются на доске и переносятся в тетради.
– Как вы думаете, встречаются ли эти типы сочинений в чистом виде? Почему?
3. Слово учителя.
Предлагается написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое Родина?» и составить примерный план.
4. Беседа с учениками.
– Что мы должны писать во введении?
– Что мы должны писать в основной части? Предлагаю разбить основную часть на микро-темы и дать каждой микро-теме название.
Примерные микро-темы:
– Родина как место рождения и поэтому дорогое сердцу место;
– Защита Родины – обязанность каждого гражданина;
– Патриотизм – это любовь к Родине, но не фанатичная преданность и т.д.
– Сочинение не должно оставаться без заключения, как дом не может быть построен без крыши. Что мы можем написать в заключении? Заключение не должно повторять вступление.
– Теперь к нашему сочинению необходимо подобрать название. При выборе названия нужно руководствоваться несколькими правилами:
1) оно должно отражать основную мысль текста;
2) оно должно быть кратким, ёмким, запоминающимся;
3) название не должно быть избитым и безликим, не вызывающим желания ознакомиться с сочинением.
Какое название вы выбрали?
– Также к сочинению можно подобрать эпиграф. Вы можете воспользоваться цитатами с карточек или вспомнить свои.
V. Итог урока.
1. Выставление оценок.
2. Слово учителя.
Каждый по-своему относится к Родине, и поэтому сочинения будут разными. При написании сочинения вы можете руководствоваться схемой, разработанной на уроке, или придумать свою схему.
VI. Задание на дом.
Написать сочинение на тему «Что такое Родина?».