. План урока Логика абсурда по творчеству Ионеско | Сатурния

Урок-лекция на тему «Логика абсурда» (на основе творчества И.Ионеско)

Конспект слов учителя (в скобочках даны примерные ответы, которые ожидаются от учеников).

Камю писал: «Существует логика, особая логика самоубийцы, которая и заставляет отказаться от жизни. Эта логика ведёт его до самой смерти. Основным принципом этой логики является абсурдность, всеобъемлющая и вечная. Абсурдная логика предполагает, что бытие абсурдно, тогда как любая другая логика — что бытие рационально и подчинено неким законам. Мыслить в соответствии с абсурдной логикой может далеко не каждый». А вот мы сегодня с вами попробуем мыслить в соответствии с логикой абсурда.

Сначала разберемся, что такое логика, а что такое абсурд. Как вы думаете?

Абсу́рд (от лат. absurdus, «нестройный, нелепый»; от лат. ad absurdum, «исходящий от глухого») — нечто нелогичное, нелепое, глупое, из ряда вон выходящее, противоречащее здравому смыслу.

Логика – Логика (др.-греч. λογική — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления.

Какова может быть логика абсурда?

 

Возможно ли с помощью абсурда обосновать какие-то логические утверждения? Возможно ли логическим путём постичь абсурд? Являются ли логика и абсурд взаимоисключающими философскими понятиями? Возможно, ответы на эти вопросы кроются в творчестве абсурдистов. Каких абсурдистов вы знаете?

 

АБСУРДИЗМ (от лат. absurdum – нелепость, бессмыслица), или «театр абсурда» – эстетическое течение в драматургии и театре, сформировавшееся в середине 20 в.

К театру абсурда относят произведения очень разных драматургов. По формальным признакам в абсурдистских пьесах поступки, речи персонажей алогичны, характеры противоречивы и непоследовательны, сюжет зачастую отсутствует: в них часто ничего не происходит, и их практически невозможно пересказать. Недаром абсурдистские произведения иногда называют еще «антипьесами»; а в самом начале 1950-х, когда абсурдистские пьесы впервые появились на парижских сценах, редкий зритель мог досидеть до конца спектакля.

Родиной абсурдизма стала Франция; однако его основоположниками были ирландец Сэмюэл Беккет и румын Эжен Ионеско, писавшие пьесы на французском – т.е. неродном языке. Еще парадокс: А.П.Чехов, до середины 20 в. рассматривавшийся исключительно как тонкий психолог-реалист, признан одним из «духовных отцов» абсурдизма, о чем на сегодняшний день написано большое количество исследований.

Примеры парадоксов абсурдизма можно было бы продолжать, однако приведенных достаточно, чтобы убедиться: это течение оказалось на редкость стройным и логичным в своем алогизме.

Наиболее полно принципы абсурдизма были воплощены в драмах «Лысая певица» (La cantatrice chauve, 1950) румынско-французского драматурга Эжена Ионеско и «В ожидании Годо» (Waiting for Godot, 1953) ирландского писателя Сэмюэла Беккета. Сегодня мы с вами поговорим о пьесах Эжена Ионеско.

Начнём, с обсуждения финала пьесы «Урок». Какой ремаркой заканчивается пьеса?

Перед началом пьесы, пока не поднят занавес, и несколько секунд первой сцены, когда сцена еще пуста, слышен стук молотка. Когда же появляется Служанка и идет открывать дверь Ученице, она убирает со стола тетрадь и портфель и швыряет их в угол, где уже валяется целая куча подобных вещей. Наконец в последней сцене, торопясь к входной двери. Служанка швыряет туда же тетрадь и портфель только что убитой Ученицы. Когда занавес опускается, стук молотка можно повторить.

Почему эта ремарка помещена в самый конец, хотя действия, производимые в ней, следуют в самом начале? Следовательно, о какой структуре пьесы мы можем говорить? (Кольцевая, циклическая). В чем смысл такого построения пьесы? (Показывается бессмысленность, абсурдность происходящего). В чем заключается главный абсурд пьесы? (Учитель убивает ученицу). Почему учитель совершает убийство? (Потому что она не хочет учится). Так ли умна ученица? В чем заключается абсурд обучения? Какую математическую операцию не может выполнить ученица? Из какого языка, по мнению учителя, произошли все остальные языки? Чем эти языки отличаются друг от друга? Почему алгебра и филология ведут к беде?

Итак, беда – смерть, убийство – повторяется изо дня в день. Попытка приобрести познание приносит смерть. Парадокс? Но парадоксально всё в этой пьесе.

Также кольцевой композицией обладает ещё одна пьеса Ионеско – «Лысая певица». Первая премьера Ионеско – спектакль «Лысая певица» – состоялась в 11 мая 1950, в парижском «Театре полуночников» (режиссер Н.Батай). Весьма показательно, что сама лысая певица не только не появляется на сцене, но в первоначальном варианте пьесы и не упоминалась. По театральной легенде, название пьесы возникло у Ионеско на первой репетиции, из-за оговорки актера (вместо слов «слишком светлая певица» он произнес «слишком лысая певица»). Ионеско не только закрепил эту оговорку в тексте, но и заменил первоначальный вариант названия пьесы (Англичанин без дела).

Замысел пьесы пришел к Ионеско, когда он учил английский язык по методу, предполагающему запоминание целых предложений. Читая предложения, он почувствовал, что не учит английский, а скорее открывает удивительные истины вроде той, что в неделе семь дней, что потолок — наверху, а пол — внизу: вещи, которые он уже знал, но которые просто ошеломили его, поскольку были так же поразительны, как и бесспорно правдивы. Это чувство только усилилось с появлением в последующих уроках персонажей «г-н и г-жа Смит». К изумлению Ионеско, г-жа Смит сообщила мужу, что у них несколько детей, что они живут в окрестностях Лондона, что их фамилия Смит, что господин Смит — служащий, что у них есть служанка, Мэри, которая, как и они, англичанка. Особенно примечательной в г-же Смит Ионеско показалась чрезвычайно методичная техника поиска истины в разговоре. Для Ионеско клише и трюизмы учебника представляли собой нелепую карикатуру и пародию, а сам язык распадался на разъединенные фрагменты слов. И действительно, в пьесе мы можем наблюдать полнейший распад фраз и слов, которые наблюдаются после какого эпизода? (Ухода пожарника). Почему эти фразы звучат бессмысленно и в итоге распадаются, персонажи начинаются общаться буквально звуками? А является ли более осмысленным монолог госпожи Смит в самом начале пьесы? О чем она говорит? Как вы думаете, не пытается ли автор показать нам, что наши слова и фразы по сути есть тоже наборы звуков, которые кому-то могут показаться бессмысленными? Наполнены ли смыслом «анекдоты», которые персонажи пьесы рассказывают друг другу? Какие это анекдоты? Кто рассказывает анекдот «Насморк»? О чем заключается этот анекдот? Как появляется пожарник? А как мистер и миссис Мартин? В чем смысл того, что и пожарник, и Мартины долго ждали, пока их впустят? О чем состоялся разговор между Мартинами, когда они вошли? (Мотив одиночества). Все персонажи – одиноки. Можно ли это утверждать? Одинокая жизнь наполнена абсурдным содержанием – к этому ведёт логика абсурда. Одиночество доводит героев до того, что они теряют речь – самое главное условие логики.

В какой пьесе Ионеско герой, которого так долго ждали, не имеет речи? Глухонемой оратор из пьесы «Стулья». Это один из самых главных парадоксов пьесы – немой оратор. Что он «произносит»? Кому он это произносит? По сюжету – людям-невидимкам, а фактически? Пустые стулья – тоже мотив одиночества? Люди превращаются в пустые стулья. Кто был приглашён стариками? С какой целью? Что делают старики, рассадив всех и дождавшись прихода оратора? В чем смысл этого двойного самоубийства? Это как-то влияет на собравшихся? Почему? Мотив глухоты.

Люди – глухи, невидимы, невидимы. Люди превращаются в пустые места. Какой другой пьесе Ионеско свойственен мотив превращения? «Носорог». Это – переработка раннего рассказа из единственного сборника новелл Ионеско. Главный герой – Беранже, герой других пьес «Бескорыстный убийца», «Воздушный пешеход» и «Король умирает».

В кого превращаются люди в пьесе «Носорог»? Кто стал первым носорогом? (Г-н Беф). Когда и при каких условиях он появляется? Сломанная лестница – невозможность подняться до уровня людей. Каким образом в носорога превращается Жан? Какие черты характера у него обостряются? Для чего в пьесу введён образ Логика? Что олицетворяет собой логика? Рационализм, порядок, мышление, спокойствие. Спокойны ли носороги? Обратите внимание, как меняется характер Жана. Значит, Логик и люди – символ порядка, спокойствия, благочестия, а носороги – символ животного, безобразного, нелогичного? А как вы с этой точки зрения объясните поведение Беранже, ударившего женщину? И то, что его лицо показалось ему уродливым по сравнению с лицами носорогов? Так может быть, это носороги отражают гармонию, а не люди?

Глубина абсурдистских пьес Ионеско поистине неисчерпаема. Пытаясь логическим путём нащупать истину в его пьесах, выстроить из них некое подобие логического ряда, мы пришли к очередному парадоксу. Как может, не стоит искать истину, рационализм и логику в абсурде, а стоит просто отдаться течению мысли и речи Ионеско, чтобы найти в себе и в своём существованию хоть крупицу смысла?

Добавить комментарий

Return to Top ▲Return to Top ▲