. Салтыков-Щедрин и его История одного города: урок-лекция | Сатурния

Урок-лекция «М.Е. Салтыков-Щедрин и его «История одного города»

Я совсем не историю предаю осмеянию,

а известный порядок вещей.

М.Е. Салтыков-Щедрин

 

Слово учителя.

На прошлом уроке мы с вами изучали биографию М.Е. Салтыкова-Щедрина и его художественный мир, но не ответили на вопрос: «Что заставило писать Салтыкова?».

 

Ответы учеников.

 

Итак, Салтыков-Щедрин всю жизнь боролся против окружающей его действительности, против произвола власть имущих и против рабского самосознания народа. В своих произведениях он сатирически описывал народ, его покорность и смирение, откровенно бичевал его за отсутствие бунтарского начала. Иногда он прямо и откровенно говорит, что русский народ – рабский народ.

Дома вы ознакомились с романом «История одного города» и поразмышляли над вопросом: «Можно ли изображение «рабьих» черт народа считать проявлением высшего патриотизма?».

 

Ученики зачитывают свои сообщения.

 

Да, мы выслушали различные точки зрения. Этот вопрос достаточно проблемный. Попробуем разобраться в нем вместе.

«История одного города». В чем смысл названия? Что такое «история»? Почему одного города? Что подразумевается под «городом»? О чем говорит название Глупов и глуповцы?

 

Произведение написано в форме повествования летописца-архивариуса о прошлом г. Глупова, но исторические рамки ограничены с 1731-го по 1826 год. В романе дана история города Глупова, т.е. хроника смены глуповских градоначальников, записанная летописцем. В центре произведения – сатирическое изображение взаимоотношения народа и власти, глуповцев и их градоначальников.

Начинается история с корня происхождения глуповцев (головотяпов), затем дается опись 20 градоначальников города, дается их краткая характеристика. Салтыков-Щедрин следовал исторической канве развития России с большим количеством анахронизмов, но некоторые события, а также исторические лица узнаваемы.

 

Кто главный действующий персонаж «Истории»? (Народ). А еще? (Градоначальники).

 

Зарисовка на доске таблицы.

 

Градоначальники Народ
   

 

В ходе ответов учеников и анализа эпизодов «Истории» таблица заполняется.

 

«История происхождения глуповцев».

Анализ: Каким предстает народ – глуповцы – в этом эпизоде? Какими чертами они обладают? (Они сами продались в рабство). Почему глуповцы утратили независимость? Как пародируется «нордическая» теория образования государственности на Руси? Какие черты русского народа сатирически обыгрываются в эпизоде?

Итак, объект сатиры Щедрина – такие черты русского народа, приведшие его к рабству и покорности, как лень, терпимость, суетливость, нежелание самим принимать решение и др. Высмеивание этих черт можно назвать своеобразным «лекарством» для народа. Сатирик указывает нам то, что необходимо исправить, чтобы стать лучше. Это не смех ради смеха, не издевательство над народом, это попытка сделать народ лучше, чище, сильнее.

Заполнение таблицы.

 

Но нельзя сказать, что глуповцы всегда оставались полностью покорны и безмолвны. Иногда случались и бунты, вызванные крайним произволом властей.

«Соломенный город».

Что заставило глуповцев выступить против Фердыщенка? Чем закончилось выступление? Как рисуется бедствие – пожар? В какой тональности описана сцена пожара с гибелью Архипушки? Почему сатира сменяется лирикой? Как Салтыков-Щедрин относиться к народу? А к градоначальнику? Каким предстает перед нами Фердыщенко в эпизоде?

Заполнение таблицы.

 

«Органчик».

Этот эпизод открывает череду жизнеописаний градоначальников. Почему этот эпизод стоит самым первым? Каких слов достаточно, чтобы управлять глуповцами? Почему? О каких чертах глуповцев это свидетельствует?

Итак, градоначальник может быть совсем безголовым, но двух слов достаточно, чтобы управлять Глуповым.

Заполнение таблицы.

 

«Прыщ».

Неспроста эти эпизоды я дал для анализа последовательно. В чем сходство Прыща и Брудастого? Почему Прыщ смог управлять Глуповым? Какими предстают градоначальники в эти двух эпизодах? С помощью каких стилистических средств Щедрин изображает градоначальников? Почему фантастическое и гротескное воспринимается как реальное?

Заполнение таблицы.

 

«Угрюм-Бурчеев».

Работа с иллюстрацией.

Угрюм-Бурчеев значительно отличается от своих предшественников. Чем? (Прыщ и проч. ничего не делали, по сути. У.-Б. же развернул активную деятельность.)

Что за существо предстает перед нами в последней главе?

(Чистейший тип идиота, принявшего какое-то решение и давшего себе клятву привести его в исполнение.)

В чем заключается идиотство Угрюм-Бурчеева? Каковы идеалы нового градоначальника?

Чтение текста со слов: «Человек, на котором останавливался этот взор, не мог выносить его…»

Черты какой темной, страшной силы воплотились в этом образе? (Сатаны) Как вы думаете, почему? С какой целью летописец предлагает своим читателям подобное сравнение? («Жизнеустроительный» бред Угрюм-Бурчеева – вызов всему нерукотворному Божьему творению. Именно поэтому «человек, на котором останавливался этот взор»,… испытывал опасение «за человеческую природу вообще»).

И все-таки Угрюм-Бурчеев пытается «создавать» что-то свое. Что значит «создавать» по Угрюм-Бурчееву? (Философия Угрюм-Бурчеева: прежде чем что-либо создать, нужно разрушить то, что есть, разрушить историю, память людей.)

Символическим в бреде Угрюм-Бурчеева становится образ шинели. Обратите внимание на рисунок. Что должен внушать обывателям этот образ? (Иллюзию безгрешности и бескорыстия тирана. Чем бездушнее и жесточе режим, тем больше правитель заботится об аскетизме своего бытия и облика.)

Какую картину-вариант государственного устройства мы видим в последней главе романа? Какого типа будет государство, если государство осуществляет контроль над всеми сторонами жизни? (Тоталитарное государство.)

Почему Угрюм-Бурчеев «создает» в своем бреду именно тоталитарное устройство? (Рабами легче управлять.) О чем предупреждает, от чего предостерегает своего читателя Салтыков-Щедрин?

(Вот и разгадка романа. Салтыков-Щедрин предостерегает своих читателей – покорность и рабство могут привести к созданию тоталитарного государства. Мы можем проследить, как эмоциональное звучание романа меняется от комедийного, игрового начала, от шутки и насмешки, даже издевки к предостережению…)

Какие два подвига решил совершить последний градоначальник Глупова? (Разрушить город и устранить реку.) Что из этого вышло? Символом чего является река в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина? (Символ Жизни, Природы, Естества)

Сопоставьте 2 катастрофы: бунт реки и появление “оно”.

Чтение финала романа со слов “Глуповцев поразило неслыханное зрелище…” до слов “Оно пришло…”. Как, по-вашему, что означает “оно”?

В литературоведении есть 2 основных версии прочтения финала романа:

1) появление “оно” означает предсказание народной революции;

2) “оно” знаменует начало еще более жестокой реакции.

Обе версии спорны, аргументы и контраргументы же можно найти в самом тексте. Мы не будем говорить, какая версия прочтения финала романа наиболее достоверна. Автор использует прием открытого финала, и поэтому каждая из версий имеет право на существование.

 

Стихийный бунт природы оказался поддержанным в конце концов и людьми. До людей дошло, что они позабыли прошлое, не задумывались над будущим. Они взглянули друг на друга и устыдились. Была ли у них история? Но совесть их проснулась поздно. И понесли глуповцы суровое наказание.

“История прекратила течение свое”.

Какая история? Угрюм-Бурчеевская? Или шире – глуповская?

 

Итак, выводы. Слепая покорность может привести к образованию тоталитарного государства. Какими чертами должен обладать градоначальник, чтобы создать такое государство?

Заполнение таблицы.

 

Итак, какими чертами обладает народ в романе «История одного города»? А градоначальники? Почему эти ненормальные, фантастические градоначальники смогли управлять вполне реальным народом?

С помощью каких художественных средств писатель показывает беспомощное, рабское положение народа? Какова роль гротеска и фантастики в романе?

Ответим на вопрос урока с учетом новых знаний: Можно ли изображение «рабьих» черт считать проявлением высшего патриотизма и почему?

 

Выводы.  «История одного города» – это не сатира на прошлое, Щедрин писал о настоящей России. Истинный патриотизм Салтыкова-Щедрина заключался в том, что он показывал отрицательные черты народа так, как они есть, и дал ключ к исправлению.

Добавить комментарий

Return to Top ▲Return to Top ▲