№ урока |
Название темы |
Кол-во часов |
Тип |
Цели |
1 |
Введение в образовательную программу, Инструктаж по ТБ, ПДД. |
1 (1) |
Беседа |
|
|
Знакомство с ключевыми понятиями стихосложения (ритм, рифма, стопа и т.д.) и историей русского стихосложения. |
1 (2) |
Лекция, беседа |
Дать понятие об истории возникновения различных систем стихосложения |
2 |
2 (3) |
Практика, литературные игры |
Развивать чувство ритма |
|
3 |
1 (1) |
Лекция, беседа |
Познакомить с основными размерами силлабо-тонической системы стихосложения |
|
|
Размер в стихотворениях |
1 (2) |
Практика, литературные игры |
Научить определять размер в стихотворениях |
4,5 |
Работа с размером |
3 (5) |
Практика, литературные игры, работа со стихотворениями учащихся |
Дать понятие о способах доработки размера своего стихотворения |
|
Зачет по теме «Ритм и размер стихотворения» |
1 (1) |
Тестирование, работа с раздаточным материалом |
Проверить знания учащихся по данной теме, восполнить пробелы в знаниях |
6 |
Рифма как следствие ритмической организации стихотворения, системы рифмовки |
2 (3) |
Лекция, беседа |
Дать понятие о рифме, системах рифмовки |
7 |
Виды рифмы |
2 (3) |
Лекция, беседа |
Дать понятие о классификации рифм |
8,9 |
Работа с рифмой |
3 (5) |
Практика, литературные игры, работа со стихотворениями учащихся |
Научить грамотно пользоваться рифмой |
|
Зачет по теме «Рифма» |
1 (1) |
Тест, работа с раздаточным материалом |
Определить усвоение учащимися основных понятий по данной теме |
10 |
Строфика |
2 (3) |
Лекция, беседа |
Дать понятие о строфике, «твердых формах» стихотворений |
11, 12, 13 |
Работа с различными формами стихотворений |
6 (9) |
Практика, литературные игры, работа со стихотворениями учащихся |
Научить писать стихотворения различных форм (сонеты, терцины, рондо, рубаи и т.д.) |
14 |
Нетрадиционные размеры (гекзаметр, вольный стих, дольник) |
2 (3) |
Лекция, беседа |
Дать понятие о различных системах стихосложения |
15 |
Работа с нетрадиционными размерами |
2 (3) |
Практика, литературные игры |
Научить пользоваться нетрадиционными размерами |
16 |
Белый стих, стихопроза, верлибр, стихотворения в прозе |
2 (3) |
Лекция, беседа |
Дать понятие о «пограничных жанрах» |
17, 18 |
Творческие эксперименты |
3 (5) |
Практика, работа со стихотворениями учащихся |
Пробудить интерес к творческим экспериментам, научить писать прозаические миниатюры |
|
Зачет по теме «Строфика» |
1 (1) |
Тест, работа с раздаточным материалом |
Проверить знания учащихся по данной теме |
19 |
Основы переводческой деятельности |
2 (3) |
Лекция, беседа |
Ознакомить с особенностями переводов стихотворений с других языков |
20 |
Переводы |
2 (3) |
Практика |
Научить основам перевода стихотворений (с языка оригинала либо подстрочника) |
21 |
«Салонные» литературные игры: буриме и «Сирано» |
2 (3) |
Практика |
Научить игре в «салонные» литературные игры (Франция) |
22 |
Тропы и фигуры речи как выразительные средства языка |
2(3) |
Лекция, беседа, составление таблицы |
Дать понятие о тропах и фигурах речи |
23 |
Сравнение как основа образного строя языка. Эпитеты и метафоры |
1 (1) |
Практика, литературные игры, работа с раздаточным материалом |
Дать понятие о сравнительных оборотах, видах эпитетов и метафор |
|
Работа с изобразительными средствами языка в тексте |
1 (2) |
Практика, работа с раздаточным материалом |
Научить выявлять и классифицировать изобразительные средства в чужих и собственных текстах |
24 |
Гиперболизация и олицетворение как художественные приемы |
1 (1) |
Лекция, беседа |
Дать понятие о гиперболе и олицетворении |
|
Работа с изобразительными средствами языка в тексте |
1 (2) |
Практика, работа с материалом |
Научить выявлять и классифицировать изобразительные средства в чужих и собственных текстах |
25 |
Синтаксические фигуры: параллелизм, эллипс, повторы, градация – как изобразительные средства |
1 (1) |
Лекция, беседа |
Дать понятие о синтаксических фигурах и их классификации |
|
Работа с изобразительными средствами языка в тексте |
1 (2) |
Практика, литературные игры, работа с раздаточным материалом |
Научить выявлять и классифицировать изобразительные средства в чужих и собственных текстах |
26 |
Звукопись и звукоподражание, аллитерация, ассонанс как элементы поэтического текста |
1 (1) |
Лекция, беседа |
Дать понятие о звукописи и ее места в ряду изобразительных средств |
|
Работа со звучанием стихотворения |
1 (2) |
Практика, литературные игры, работа с раздаточным материалом |
Научить выявлять и классифицировать изобразительные средства в чужих и собственных текстах |
27 |
Основы интонационного построения текста |
1 (1) |
Лекция, беседа |
Дать понятие об основных интонационных конструкциях |
|
Орфоэпические нормы русского языка |
1 (2) |
Лекция, беседа |
Дать основы орфоэпической грамотности, разобрать типичные ошибки в постановке ударений |
28 |
Работа над художественным чтением |
1 (2) |
Практика, литературные игры, работа с раздаточным материалом |
Учить выразительному чтению |
|
Зачет по теме «Выразительные средства поэтического языка» |
1(1) |
|
Проверить знания учащихся по данной теме |
29 |
Композиция, сюжет и фабула поэтических произведений |
1 (1) |
Лекция, беседа |
Дать понятие об архитектуре поэтических текстов |
|
Автор, авторская маска, лирический герой, герой стихотворения, лирический субъект |
1 (2) |
Лекция, беседа |
Научить различать понятие «автор», «герой», «персонаж» и т.д. |
30 |
Современная русская поэзия (в том числе поэзия народов РБ) |
2 (3) |
Лекция, беседа, дискуссия |
Познакомить с произведениями современных поэтов России и Башкортостана |
31 |
Современная зарубежная поэзия |
2 (3) |
Лекция, беседа, дискуссия |
Познакомить с произведениями современных зарубежных поэтов, а также с персоналиями переводчиков |
32 |
Итоговое занятие |
2 (3) |
Беседа, тест, контрольная работа |
Проверить знания учащихся по всему курсу |
Итого: всего академических часа – 64 (в трех группах) и 96 (в одной группе), из них 28 (41) – теоретико-лекционных, 29 (49) – практических, 5 (6) – зачетных, включающих этапы промежуточной оценки знаний учащихся.
Если вам нужна измерение метрология, загляните по ссылке.