Принципы и приемы работы с поэтически одаренными детьми на продвинутом этапе экспериментального обучения

08.04.2013

Со временем рост профессионального мастерства кружковцев и увеличение количества обучающихся показали, что предложенного материала в рамках «Экспериментального методического пособия» явно недостаточно для дальнейшего развития поэтически одаренных детей. Выходом из сложившейся ситуации стало привлечение иных методических приемов, а также расширение теоретической базы за счет написания дополнительного курса лекций.

Активное применение нашел проблемный метод обучения. Вначале занятия выдвигается какая-то проблема – например, проблема сонетной формы или проблема подбора каламбурных рифм в шуточных стихах. Один из участников занятия формулирует проблему, приводит аргументы в пользу той или иной точки зрения. Затем каждый из участников занятия высказывает свое мнение. Руководитель резюмирует все сказанное, ученики записывают выводы в тетради.

Приход в кружок новых членов со своими идеями и потребностями привел к необходимости расширить круг занятий. В программу вошел корпус занятий с выразительными средствами речи, твердыми формами стихосложения, различными жанрами античного, восточного, западно-европейского и русского стихосложения. Приход новых начинающих авторов, пишущих только прозой или в жанре верлибра, привел к необходимости ввести в рамки обучения занятия с экспериментальными формами стихосложения, работу с прозаическими миниатюрами, работу с сюжетом, проблематикой и идейным миром.

Интересные варианты синквейна на тему «Поэзия», эксперименты в жанре «хайку» («хокку») и рубаи, прозаические миниатюры из 5 предложений с заданными началом и окончанием, прозаические и стихотворные миниатюры на тему «Осень» без использования слов концептуального поля «осень», числостихи, стихотворения с ключевыми словами смотрите здесь.

Занятия на продвинутом этапе экспериментального обучения строились по такой же схеме, как и на начальном: теория и практика сочетались в рамках одного занятия, обсуждению в форме «круглого стола» отводились отдельные часы.

Вместе с тем появился новый вид занятий, схожий с формой «круглого стола», а именно: анализ лирического стихотворения. Занятие имеет много общего с обсуждением, но выполняется в письменном виде.

На занятии в ходе дискуссии составляется план анализа лирического стихотворения, который записывается всеми участниками обсуждения. Он составляется в зависимости от особенностей стихотворного текста, количество пунктов в анализе и его сложность изменяются в зависимости от знаний участников дискуссии (постепенно при постоянных занятиях с определенной группой анализ усложняется, дополняется новыми пунктами, приобретает черты подлинного литературного анализа). Ученики получают по одному экземпляру поэтического текста (как правило, это текст одного из учеников, который заготовил распечатанный текст заранее, либо текст известного нефтекамского автора), а разбор частично делают на занятии, частично – на дому, обращаясь к словарям, справочникам, учебникам. Разборы зачитываются, как правило, на следующем занятии.

Такие разборы помогают найти в стихах недочеты как формальной стороны, так и содержательной. Кроме того, кружковцы получают опыт критического осмысления текста, подходят к стихам не только как читатели, но и как критики. Это помогает им усваивать литературоведческие термины, учит их ориентироваться в обилии справочной литературы, учит их постигать азы поэтического мастерства на примере других текстов. Замечая ошибки в чужих текстах, начинающие поэты учатся избегать их в своих. Кроме того, на практике они постигают особенности стихосложения, учатся разбираться в сложностях формальных построений.

Пример анализа стихотворения нефтекамской поэтессы Лилии Кайль (Хакимовой) смотрите здесь.

Как можно увидеть из работ, анализ стихотворения удается тем ребятям, которые дольше занимаются в кружке, имеют больший опыт критического осмысления текста. Поэтому работа по подготовке кружковцев к лирическому анализу стихотворения ведется постоянно.

Кроме того, анализ работы обучающихся в литературных кружках показал, что важными условиями успешного развития их способностей являются максимальная самостоятельность, поддержание инициативы начинающих литераторов в их творческих начинаниях, организация интересных для них и общественно значимых занятий и дел, которые могут получить определенное общественное признание и общественную оценку (например, выпуск литературных стенгазет, литературно-творческих рукописных журналов, проведение литературных олимпиад, литературно-творческих конкурсов).

В связи с этим нами был предпринят выпуск трех сборников литературных работ, получивших название «Первые шаги», «Второе дыхание», «Третья планета от Солнца»

В сборник «Первые шаги» вошли стихотворения 6 авторов: Ивана Бегмы, Любови Беляевой, Лилии Гареевой, Айгуль Гаяловой, Светланы Кузнецовой, Азамата Мухамедьярова, Марии Бараковой (Хузиной). Публикация произведений такого ограниченного количества авторов объясняется в Предисловии: «Несомненно, есть множество других талантливых поэтов, чье творчество не было включено в сборник по разным причинам (главным образом, по причине отсутствия авторов в Нефтекамске или их нежеланием печататься ввиду высокой самокритичности)»[1]. Также в Предисловии объясняется смысл названия литературно-поэтического объединения «Сатурния»: «Saturnia – это бабочки-павлиноглазки, одни из самых больших и красивых бабочек в мире. Поэзия и вправду похожа на бабочку: стихотворение существует краткий миг, пока читаешь его или слушаешь, – затем оно взмахивает крылами – и остается только ощущение стиха, как прикосновение крылышек бабочек к лицу. А еще в древности поэты называли Сатурнией Италию – родину великих Вергилия, Данте, Петрарки. Так что название нашего ЛПО «Saturnia» весьма символично»[2].

В сборнике представлены и зрелые стихотворения авторов, и «ученические». Это преследовало две цели: во-первых, показать эволюцию автора (если она есть), во-вторых, показать работу составителей сборника как руководителей, воспитателей, наставников.

В сборник «Второе дыхание» вошли стихи, проза, переводы и стихи на английском языке 13 авторов, включая руководителей. Смысл название сборника раскрывается в предисловии: «Название сборника – «Второе дыхание» – действительно символично. В наше лито пришли новые яркие и интересные люди с оригинальными стихами и прозой. Те авторы, которые были в прошедшем году начинающими, в этом достигли качественно нового уровня, и многие их стихи можно в полной мере назвать профессиональными»[3].

Средний возраст участников сборника снизился за счет учащихеся средних школ г. Нефтекамска и студентов Нефтекамского филиала Башкирского государственного университета. В целом, составителям сборника удалось представить творчество воспитанников ЛПО «Сатурния» достаточно полно и разнопланово.

Работа над сборниками оказала большое стимулирующее воздействие на кружковцев, подвигла их на совершенствование стихотворений, развила в них более критическое отношение к своему творчеству и творчеству коллег.

Для расширения кругозора и притока новых впечатлений возникла необходимость проведения встреч с творческими людьми из других городов и республик. Так, состоялись встречи с поэтами из городов Нефтекамск, Уфа, Чайковский.

Необходимость популяризации деятельности объединения, координации действий кружковцев (оповещения их о времени и месте проведения очередного заседания (так называются занятия), культурно-массовых мероприятий и проч.), а также обучения новых членов азам стихосложения послужила сигналом к созданию сайта в сети Интернет и группы в социальной сети «Вконтакте» (www.vk.com).

Поскольку социальные сети являются уникальным современным средством связи людей, было принято решение открыть группу «Сатурния» в социальной сети «Вконтакте», тем более, что подобный опыт создания групп уже имелся.

Группа ЛПО «Сатурния» в социальной сети «Вконтакте» была создана 22 января 2012 года и расположена по адресу: www.vk.com/club34413539. На сегодняшний день ее участниками являются 65 человек из различных городов России. Группа создавалась в поддержку пишущих авторов, возможно, поэтому самой популярной стала тема «Обсуждаем стихи». В теме высказывались не только кружковцы, но и люди, не имеющие отношения к деятельности ЛПО «Сатурния». Обсуждения проходили бурно, с привлечением большого количества аргументов. В настоящее время группа стала одной из основных площадок для консолидации молодых творческих сил г. Нефтекамска.

Надо отметить, что использование информационных технологий является неотъемлемой частью методики. Обязательно входит в программу обучение ребят нахождению информацию в сети Интернет, обмену стихотворениями и анализами поэтических текстов посредством электронной почты. Это значительно экономит время и позволяет передавать информацию друг другу оперативно и без особых материальных затрат.

То, что предлагаемая методика эффективна, убедительно показывает прогресс творчества кружковцев (см. Таблица 1 и Таблица 2).

 

Таблица – 1 Сравнение варианта стихотворения, написанного кружковцами до занятия, и варианта, написанного после правки на занятии (краткосрочная динамика).

 

Автор, название стихотворенияПервоначальный вариант стихотворенияВариант стихотворения в конце занятия
Любовь Беляева, «Башкортостан» 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Родина Башкортостан моя,Как нужна поддержка мне твоя!

Не расстаться мне б с тобою никогда,

И с тобой мне жить бы долгие года.

 

Я всю жизнь свою тобой горжусь.

Я с тобою плачу и смеюсь.

Я люблю тебя, мой край родной!

И мне нравится, что я всегда с тобой.

 

Мне не счесть твоих красивых рек,

Городов, районов и за век.

Ярко солнце светит над тобой.

2

Я люблю тебя, мой край родной!В целом мире ты один такой!

Я всю жизнь свою тобой горжусь.

Я с тобой и плачу, и смеюсь.

 

Мне не счесть твоих красивых рек,

Всех лесов, лугов, полей за век.

Солнце ярко светит над тобой

Счастье здесь найдет себе любой.

 

Лучшего мне края не найти!

Никому тебя не превзойти!

Знай, не дам тебя в обиду я!

3

Птицы пусть поют над головой. 

Лучшего мне края не найти!

И никак тебя не превзойти!

Не отдам тебя в обиду я!

Мой Башкортостан – ты жизнь моя!

Мой Башкортостан – ты жизнь моя! 
Светлана Кузнецова, «Р. Тому, кого я забыла»Стеклянный взгляд, сердце ледяное.Холодный весь, особенно ко мне.

Прощай! Я, наконец, буду на воле,

И подчиняться буду лишь судьбе.

Тебя забуду – надо только время.

Тебя забуду, знаю наперёд.

Но мимолётное тебя виденье

В душе моей вновь чувства всколыхнет.

Но потушу пожар я в сердце горький,

Залью слезами нынешних побед.

И вспомню – ты такоё же одинокий,

Как это было в твои 17 лет.

Наверно глупо вспоминать о прошлом.

Пора забыть его, как страшный сон.

Забыть тебя, и жить мне станет проще,

Забыть тебя – светлеет всё кругом.

Стеклянный взгляд и сердце ледяное.Холодный весь, особенно ко мне.

Прощай! Я буду, наконец, на воле,

И подчиняться стану лишь судьбе.

Тебя забуду – нужно только время.

Тебя забуду, знаю наперёд.

Пусть мимолётное тебя виденье

В моей душе все чувства всколыхнет.

Но в сердце потушу пожар я горький,

Залью слезами нынешних побед.

И вспомню – ты такой же одинокий,

Как и тогда, в 17 лет.

Наверно глупо вспоминать о прошлом.

Пора забыть его, как страшный сон.

Забыв тебя, и жить мне стало проще,

Забыв тебя – светлее всё кругом.

 

Таблица – 2 Сопоставление стихотворений, написанных кружковцами до посещения занятий и после посещения курса занятий (долгосрочная динамика).

 

Автор стихотворенияСтихотворение, написанное до посещения занятий, дата написанияСтихотворение, написанное после посещения курса занятий, дата написания
Диана Ханова 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так мне и надо! 

Одиночество душу гложет.

Я сама во всем виновата,

Никто мне теперь не поможет,

В сердце холод. Так мне и надо.

 

Одна сижу я в темной ночи.

Обняв с тоской большое одеяло,

Потеряв волчицу, в лесу волк кричит,

Луна солнце в небе потеряло.

 

Никому нет дела до чужого горя,

Чужих проблем никому не надо.

Ну что ж, я и этим довольна,

Сама заслужила, так мне и надо.

 

Сердце, привыкшее всегда любить,

Потухло от внезапной пустоты,

Но тело ещё пытается жить,

Не веря в утрату души.

 

Плачу, сама себя ненавижу,

Со стороны это кажется странным.

*** 

Разреши мне тебя любить

Сильно-сильно и нежно-нежно,

Разреши всегда рядом быть:

Жарким летом и зимою снежной.

 

Разреши мне с тобою гулять

Когда дождь и когда метели.

Разреши мне с тобой засыпать

На уютной и мягкой постели.

 

Разреши мне тебя целовать,

Пред уходом и по возвращении,

Разреши крепко мне обнимать

Наяву и в сновидении.

 

(Весна 2012 года)

 

 

 

 

1

2

3

В пустой любви счастья не вижу,Пусть так и будет, так мне и надо.

 

В моей глупости кого же винить?

Только меня – я очень жестока.

Никого не могу я любить,

И поэтому я одинока.

 

В вашей жалости я не нуждаюсь,

Жалеть меня ещё слишком рано.

В небывалых грехах я не каюсь,

Всё знаю сама. Так мне и надо.

 

(Осень 2011 года)

Эльвира Балагутдинова Привет 

Читая чужое стихотворение,

Вглядитесь между строк.

Не бойтесь задаться вопросом:

«А я бы такое смог?»

И если однажды утром,

Впустив в комнату солнечный свет

Вы сядете за письменный столик

И напишите кому-нибудь «Привет».

Не бойтесь заглянуть в душу,

Не бойтесь открыться себе.

И отыскав в океане сушу,

Сожгите сомненья в огне.

Читая чужое стихотворение,

Вглядитесь между строк.

Это тоже чье-то творение

Даже если пустой листок.

 

(Весна 2010 года)

Мой Париж 

Подари мне Париж на ладони…

С тёмным стражем где-то в дали,

Лёгким запахом сладкой ванили,

Серой краской на картинах Дали.

Подари мне Париж на ладони…

С мокрым камнем улиц пустых,

Позабытым зонтом на скамейке

В старом парке глициний густых.

Подари мне Париж на ладони…

Пусть рассвет будет нежен и свеж,

И всё небо над городом сонным

На мгновенье окрасится в беж.

Подари мне Париж на ладони…

Озари первым солнца лучом,

Пробуди моё сердце мечтами,

Чтобы жизнь снова била ключом.

Подари мне Париж на ладони…

Я запомню его и… тебя…

То, что ты показал мне свободу

Утаю навсегда, но… любя…

 

(Зима 2012 года)

 

Как можно увидеть из приведенных таблиц, несмотря на несомненный общий прогресс в умении версификации, уровень поэтического мастерства у каждого кружковца разный. Некоторым достаточно внести несколько правок в свое стихотворение, чтобы устранить самые очевидные ошибки, а некоторым требуется большой и кропотливый труд, прежде чем их стихотворение достигнет должного уровня. Это объясняется и личностными особенностями кружковца (наличием первоначальных способностей, степенью сформированности знаний, умений, навыков), и частотой посещения занятий, и внутренней потребностью в совершенствовании творчества (внутренней мотивацией), и другими, порой сугубо личными, обстоятельствами.

Итак, результаты работы по предлагаемой методике экспериментального обучения показали, что она является достаточно эффективной для развития креативных способностей начинающих авторов.  На начальном этапе обучения неоценимую помощь в работе оказывало «Экспериментальное методическое пособие по развитию литературной (поэтической) одаренности у детей». Начальный этап позволил сформировать у кружковцев минимально необходимые навыки и умения для литературной деятельности.

Однако в процессе дальнейшей работы приходилось неоднократно выходить за рамки «Экспериментального методического пособия по развитию литературной (поэтической) одаренности у детей», поскольку количество приведенного в ней теоретического и практического материала являлось недостаточным для дальнейшего роста кружковцев. На продвинутом этапе экспериментального обучения был существенно дополнен методический аппарат включением в методику элементов проблемного и игрового обучения, были подготовлены новые лекции в связи с расширением потребностей группы. Произошло постепенное усложнение занятий, вводились новые термины и понятия, членами объединения усваивались новые формы и способы стихосложения. У многих авторов появились по настоящему «зрелые» стихи в противовес «ученическим»; поэтические «этюды» стали не самоцелью, а средством; какие-то элементы стихосложения, способы и приемы, усвоенные на занятиях, получили активное использование в поэтической практике.

Кроме того, особый упор был сделан на популяризацию объединения посредством сети Интернет (создание собственного сайта и группы в социальной сети).



[1] Первые шаги. Сборник литературно-поэтического объединения «Сатурния» / под ред. М.А. Чуклина и Е.В. Чуклиной. – Нефтекамск: [Самиздат], 2011. – С. 6.

[2] Первые шаги. Сборник литературно-поэтического объединения «Сатурния» / под ред. М.А. Чуклина и Е.В. Чуклиной. – Нефтекамск: [Самиздат], 2011. – C. 5.

[3] Второе дыхание. Сборник литературно-поэтического объединения «Сатурния» / под ред. М.А. Чуклина и Е.В. Чуклиной. – Нефтекамск: [Самиздат],  2012. – С. 1.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Return to Top ▲Return to Top ▲