. Как развивать поэтическую одаренность у детей | Сатурния

Принципы и приемы работы с поэтически одаренными детьми на начальном этапе экспериментального обучения

В рамках деятельности литературного объединения «Поэтический Нефтекамск» со временем назрела необходимость систематического подхода к обучению начинающих поэтов основам поэтического мастерства. Кроме того, даже зарекомендовавшие себя авторы отмечали, что чувствуют потребность в обновлении собственных знаний, представлений о законах стихотворства. С этой целью в сентябре 2009 г. была создана пробная самодеятельная группа во главе с М. Чуклиным и В. Султановым, объединившая начинающих и опытных поэтов разных возрастов.

Первоначальной целью группы была организация «Круглых столов», где каждый участник мог представить свое сочинение и выслушать мнение присутствующих. Участники группы собирались раз в неделю, по субботам, в помещении литературного объединения «Поэтический Нефтекамск». Собрания проходили оживленно, и именно они позволили поставить вопрос о качестве стихотворного материала. Стало ясно, что поэтический рост невозможен без обобщения и систематизации теоретического материала о рифмах, размерах и основных изобразительных средствах, а также адаптации данного материала для неподготовленных слушателей (сочинителей).

Несколько лекций, прочитанных М.А. Чуклиным на заседаниях «Круглого стола», легли в основу 1 части методического пособия (см. Приложение А), разработанного в 2009-2010 годах. Однако теоретический материал неглубоко усваивался многими слушателями. Для следующего шага в направлении развития поэтической одаренности потребовалась подготовка системы упражнений, направленных на развитие умения версификации. Задания к упражнениям носили состязательный характер. Это во многом стимулировало авторов писать лучше, максимально точно отражая суть задания.

Занятия для начинающих и для опытных авторов проходили раздельно. Начинающим авторам давалось больше теоретического материала, опытные совершенствовались на практике.

Занятия включали как групповые, так и индивидуальные формы работы, строились на игровой основе, при этом игры, предлагавшиеся для совершенствования поэтической техники, носили не развлекательный характер, а познавательный, были насыщены информативностью, стимулировали интеллектуальное развитие и при этом не были лишены занимательности. Авторы упражнялись в написании стихов, обладающих твердой формой (хокку, баллады, сонеты, синквейн), сочиняли стихи по первой заданной строчке, по заданным рифмам (буриме), по первым словам в строках, на заданную тему, с заданной первой и последней строкой.

Работа в кружке при городском литературном объединении «Поэтический Нефтекамск» строилась на основе «Экспериментального методического пособия по развитию творческой (поэтической) одаренности  ребенка», разработанного в 2010 году в рамках изучения спецкурса «Проблемы одаренности». Первоначально пособие было рассчитано на младших и средних школьников, но постепенно возникла необходимость привлечения к литературному творчеству и взрослых стихотворцев.

Развитие поэтических способностей возможно в любом возрасте. Однако чем раньше начинается такая работа, тем больше пользы она сумеет принести.

Поэтому в центре нашего внимания в последнее время оказалось речевое развитие дошкольника – Кости Чуклина (5 лет). Ребенку нравится учить стихи и песни, подбирать «созвучия» (рифмы), придумывать истории про звезды, снег, траву. По дороге в детский сад и обратно, во время игр, приема пищи, в процессе переодевания, купания он, даже не подозревая об этом, в игровой форме познает особенности стихосложения. Несмотря на то, что придуманные им рифмы зачастую лишены смысла (например, Костя-макостя, белочка-бимбелочка, плакса-маплакса, коряво-мораво, мультики-пампультики, табуретки-мабуретки, бяка-закаряка), в подобных «экспериментах» есть положительный момент: у Кости формируется языковое чутье, он интересуется языком и ищет интересные созвучия. Есть и удачные рифмы: девочки-белочки, носочки-песочки, конфетки-пипетки. Также Костя пробует не только рифмовать, но и сочинять стихи. Вот пример из его первых опытов:

 

Снегопад, снегопад,

Все снежинки к нам летят,

В воздухе кружат, кружат,

И ложиться не спешат,

 

Это четверостишие было построено по образцу другого стихотворения, которое Костя выучил в детском саду (автор – В. Мирович):

 

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Под ногой шуршат, шуршат

Скоро будет голый сад.

 

Педагоги и врачи отмечают, что у Кости большой словарный запас и необычайно развита фантазия. Есть уверенность, что этому во многом способствуют наши занятия.

Опыт работы с Костей позволил доработать методическое пособие, добавить в него рекомендации по раннему развитию поэтической одаренности (у детей 3-4 лет), включить методику по развитию чувства ритма у малышей, составить схему поэтапного освоения понятия «рифма» и пр. Кроме того, был  составлен список книг, рекомендованных для чтения малышу на ночь для формирования у него литературного вкуса и развития фантазии.

Таким образом, работа с начинающими и опытными поэтами в рамках кружка при городском литературном объединении «Поэтический Нефтекамск», изучение и обобщение опыта работы кружка «Хрустальное перо», анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детской одаренности, наблюдение за развитием поэтической одаренности у ребенка дошкольного возраста позволили в 2011 году существенно дополнить и расширить «Экспериментальное методическое пособие по развитию творческой (поэтической) одаренности  ребенка», на базе которого была организована кружковая работа и индивидуальные занятия с талантливыми школьниками и студентами. Данный кружок получил название «Сатурния».

Апробация части материала, включенного в методику, на уроках развития речи среди школьников разных возрастов (в том числе, во время прохождения педагогической практики на базе МОБУ СОШ №3 г. Нефтекамска в феврале-марте 2011 года), на практическом занятии у студентов НФ БашГУ 4 курса специальности «Филология» (февраль-май 2011 года), среди членов секции начинающих поэтов при «Поэтическом Нефтекамске» позволила сделать вывод, что предлагаемая система работы способствует развитию поэтической одаренности, вызывает у учащихся и студентов живейший интерес, активизирует интерес к стихотворчеству.

Предлагаемая методика имеет ряд особенностей, выгодно отличающих ее от аналогичных методик.

Главной особенностью предлагаемой методики является ее универсальность.  Методика позволяет  развивать   поэтическую одаренность   дошкольников, школьников и взрослых.

Можно смело утверждать, что врожденной поэтической одаренностью обладает очень большое число детей. Дети в своей массе живее и тоньше, чем взрослые, воспринимают поэтическое слово. Поэтому в нашей методике предусмотрена работа с детьми дошкольного возраста, направленная на развитие у них чувства ритма, а также на «чувствование» особенностей русского языка. В игровой форме им прививаются знания о рифмах (созвучиях), они учатся на слух подбирать рифмы (когда им необходимо закончить за родителем или воспитателем строчку). Дети знакомятся с правильным словообразованием, с основами синтаксического строя русского языка. Полученные ими знания, основы стихосложения, основы эстетического воспитания, несомненно, помогут сформировать гармоническую и высокодуховную личность.

Второй особенностью методики является ориентация обучения именно на пишущих людей. Начинающих авторов больше интересует практика, а не теория стихосложения. Им интересно, не как это сделано, а как можно это сделать. Поэтому при объяснении теоретического материала всегда дается большой корпус практических заданий, обязательных для выполнения. Но согласно общей концепции методики, знакомство с технической стороной сочинения стихов подчинено смыслу, лишено сухого теоретизирования. Поэтому можно смело утверждать, что в основе методики лежат занятия, проводимые в игровой, занимательной форме.

В нашей методике есть много упражнений, направленных на развитие воображения. Это задания как формального характера, так и творческого. В заданиях формального характера ученикам предлагается составить стихотворение, используя различные системы рифмовки и различные жанры стихотворений. Это развивает умение версификации и расширяет жанровые горизонты. Задания творческого характера направлены на активную работу воображения. Например, ученикам предлагается составить буриме, подобрать ассоциации, составить стихотворение или рассказ, используя ключевые слова, или описать в стихах какой-либо предмет, не называя его. С одной стороны, выбор темы, заданность рифмы или ключевых слов ограничивает человека, но с другой стороны, действуя в рамках какой-то системы, он пытается эту систему разрушить и ищет нестандартные пути выхода из нее.

Третьей особенностью методики является то, что план занятий формируется по ходу самих занятий – в зависимости от необходимости изучения темы или от желания участников группы. В этом наша методика отличается от других методик, где существует жесткий каркас занятий, план-график занятий, предусмотрен корпус домашних заданий, определен объем знаний, который должен усвоить ученик. Существует определенный минимум, который должен усвоить и понять начинающий поэт, но не важна очередность получения знаний.

Четвертой особенностью методики являются обширные домашние задания, направленные не только на закрепление пройденного материала, но и на подготовку к следующему уроку. Например, при прохождении темы «Размеры в русском стихосложении» на дом могут даваться задания:

– найти примеры классических размеров в русской поэзии;

– попробовать написать стихи всеми размерами на заданную тему;

– переложить одну и ту же мысль всеми возможными размерами;

– придумать собственный неклассический размер и написать им несколько строк;

задания, позволяющие подготовиться к следующему занятию:

– найти определения рифмы в 4 различных источниках;

– найти в своем творчестве слова, к которым было сложно подобрать рифму;

– попробовать составить собственную классификацию рифм.

Проводимые занятия можно условно разделить на три типа: практические занятия, теоретические занятия, занятия в форме «круглого стола».

В ходе практических и теоретических занятий (чаще всего совмещенных в рамках одного занятия) группе учащихся дается краткий теоретический материал из 1 раздела прикладного пособия (например, сведения о размере, рифме), а затем предлагается выполнить практические упражнения по теме из 2 раздела пособия (например, подобрать рифмы, составить буриме).

Необходимые материалы для занятий – это две 48-листовые тетради для записи теоретического материала и выполнения практических заданий, набор разноцветных ручек.

На первом (начальном) этапе обучения необходимо усвоение только двух понятий – размера и рифмы. Этому этапу, согласно методике, уделяется от 3 до 6 месяцев еженедельных занятий (то есть от 12 до 20 занятий), поскольку данные понятия являются фундаментальными в теории стихосложения и без их прочного усвоения невозможна дальнейшая работа.

Усвоение понятия «размер» можно проследить на примере лекций, расположенных по адресу: http://nsaturnia.ru/obuchenie/chto-takoe-ritm и http://nsaturnia.ru/obuchenie/dvuslozhnye-razmery. В первой лекции «Ритм» понятия размера пока не вводится. На данном этапе учащимся важнее понять, что ритм – это последовательное чередование сильных и слабых долей звука и что он бывает разным. Это является мостиком к усвоению более сложного понятия «размер». Само определение размера появляется только во второй лекции «Двусложные и четырехсложные размеры в силлабо-тоническом стихосложении»: «Правильная последовательность ударных и безударных слогов называется размером». Далее последовательно разъясняется понятие размера и приводятся примеры двусложных и четырехсложных размеров (трехсложные размеры как более сложные изучаются в последующих лекциях). В заключение лекции слушателям и читателям предлагается выполнить ряд упражнений, направленных на усвоение темы.

После изучения всех размеров проводится итоговое практическое занятие. Его цель – закрепить обретенные навыки на практике, продемонстрировать собственное умение версификации. Например, одно из заданий итогового занятия: переписать всеми возможными размерами фразу «Пошел осенний дождь» (ямб). Предложенные кружковцами варианты:

Дождь пошел осенний – хорей.

Дождик осенний пошел – дактиль.

Но дождь вдруг осенний пошел – амфибрахий.

Дождь осенний пошел – анапест.

 

Далее занятие усложняется: необходимо продолжить строку «Дождик осенний пошел», например:

 

Дождик осенний пошел

И вдруг потух наш костер.

(Зимара Х., занимается с 2011 г.)

 

Дождик осенний пошел,

Мир весь вокруг обошел.

(Диана Х., занимается с 2011 г.)

 

Дождик осенний пошел,

Стало нам всем хорошо.

(Эльвира Б., занимается с 2011 г.)

 

Следующий этап: дополнение двустишия до четверостишия. Исходное двустишие, сочиненное сообща:

Дождь осенний, скучный, серый,

Он пошел, побрел, никчемный…

 

Примеры:

 

Брел по свету тихий, мерный,

Весь такой усталый, сонный.

(Диана Х. занимается с 2011 г.)

 

Покупал цветы для Веры

Капитан, в нее влюбленный.

(Михаил Ч., руководитель)

 

Так печален, тих без меры…

Чем же был он огорченный?

(Евгения Ч., руководитель)

 

Как видим, задания выполняются с разной степенью качества, зависящей от литературного опыта кружковцев.

На том же занятии было предложено написать буриме на слова: шторы-ссоры, рабы-гробы, лягушка-избушка, ночка-точка.

Примеры:

 

Ночка,

Огонек вдали, как точка.

Оказалось, то избушка,

А под ней сидит лягушка.

Вот раскрылись в окнах шторы,

Много шума из-за ссоры.

А внутри рабы сидят,

Возле них гробы стоят.

(Зимара Х. занимается с 2011 г.)

 

Мы все прекрасного рабы,

Принцессой хочет стать лягушка,

Коттеджем – старая избушка,

И быть кроватями – гробы.

Из-за торшера, стула, шторы

Так часто возникают ссоры.

Из-за того, что звездна ночка

Быть хочет днем, сиять и точка.

(Евгения Ч., руководитель)

Некоторые теоретические занятия проводятся в форме игры. Например, поэтическое состязание в виде литературной игры Cyrano (Сирано).

В связи со спецификой усваиваемого материала нами была разработана особая форма кружкового занятия, которая наряду с теоретическими и практическими занятиями является основной. Это форма занятий в виде «круглого стола». Стихотворчество – процесс постоянный. Для поэта главное не только творить, воплощать на листе мысли, но и быть услышанным, получить отзыв на свое творчество. Поэтому на своих занятиях мы даем шанс начинающим поэтам прочитать свои творения. Затем каждый из участников занятия по очереди высказывает свое мнение о стихах. Таким образом, мы достигаем сразу двух целей: во-первых, даем начинающим поэтам возможность высказаться, а во-вторых, учим кружковцев грамотно выражать свои мысли и чувства, развиваем их умение дискутировать, формулировать и отстаивать свою точку зрения. Отзыв не должен быть простым, примитивным. Говорящий должен объяснить, чем именно ему понравилось или не понравилось творение начинающего коллеги, привести примеры. Для этого он должен владеть азами поэтического мастерства, разбираться в русской и зарубежной классической, а также современной литературе, чтобы проводить какие-то аналогии, цитировать авторитетов в подтверждении своей точки зрения. Умение дискутировать предполагает общую развитую речевую культуру и достаточно большую литературную эрудицию.

Работа в кружке предполагает подробное знакомство с различной тематической литературой, в т.ч. со справочниками, словарями, методическими пособиями, поэтическими энциклопедиями, например, «Поэтическим словарем» А.П. Квятковского, трудами М.Л. Гаспарова, М.М. Бахтина, А.Б. Есина и др.

Кружковцы должны иметь широкий кругозор, быть начитанными, хорошо разбираться в литературе. Поэтому в методике большое место уделяется чтению многообразных источников, а также предполагается широкое освещение различных литературных течений и авторов, творящих в рамках этих течений. Ученикам могут даваться задания: подобрать интересные факты из жизни того или иного автора, написать эссе на тему: «Почему такой-то писатель стал писать» и проч.

Подводя итоги сказанному, отметим, что наряду с известными педагогическими технологиями (эвристическое обучение, педагогика сотрудничества, игровое обучение, контекстное обучение) в основе нметодики лежит авторская технология развития креативных способностей в разновозрастной аудитории.

Таким образом, создание литературно-поэтического объединения «Сатурния» в сентябре 2010 года под руководством М.А. Чуклина и Е.В. Чуклиной стало закономерным шагом в развитии кружка при литературном объединении «Поэтический Нефтекамск». Сейчас ЛПО «Сатурния» насчитывает в своем составе более 30 членов в возрасте от 15 до 50 лет. Основная цель объединения осталась прежней – «обучение авторов, повышение их профессионального мастерства»

На наш взгляд, оптимальной формой обучения начинающих авторов являются кружковые занятия, которые позволяют каждому члену кружка ощутить себя одновременно и учеником, и учителем, способствуют сближению членов кружка и их общению не только в учебное время.

Можно выделить несколько видов кружковых занятий, каждый из которых одновременно обогащает литературный опыт кружковцев – помогает усваивать новые формы стихосложения, расширяет представление об изобразительных средствах русского языка и т.д. – и способствует укреплению дружеских уз: теоретические занятия, практические занятия, занятия в форме «круглого стола».

Один комментарий к посту Принципы и приемы работы с поэтически одаренными детьми на начальном этапе экспериментального обучения

  1. Марина says:

    Мне очень понравилась Ваша статья.Моему ребёнку 6,5 лет она очень любила еще с малых лет придумывать разные стишки , но они были не рифмованы и мы хотели бы , чтоб она научилась рифмовать их. Как нам это можно легче для маленького человечка придумать. Может быть у вас есть какие-то онлайн курсы.

Добавить комментарий

Return to Top ▲Return to Top ▲