. Курс по развитию литературной одаренности | Сатурния

Пояснительная записка

Пояснительная записка к курсу по развитию поэтической одаренности

Актуальность данной дополнительной образовательной программы обусловлена тем, что в настоящее время значительная часть молодых людей убеждена в своей талантливости, немало среди них занимающихся стихотворчеством. Увлечение поэзией нетрудно объяснить: чаще всего это стремление обрести положительный идеал, гармоничное мировосприятие; думается, сказывается неприятие обыденной жизни, лишенной романтического, высокого, настоящего.

К сожалению, многие из авторов слабо представляют себе, что такое стихотворный размер и рифма, находятся не в ладах с русской орфографией и пунктуацией, словарь их беден и примитивен, культура речи на низком уровне. Зачастую в стихах преобладают «тёмные» мотивы, темы смерти, суицида. Всё это лишает поэзию молодых лёгкости, красоты, гармонии, духовности. Необходимо прививать школьникам и студентам литературный вкус, учить их грамотно выражать свои мысли и чувства, развивать их умение дискутировать, формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Данная дополнительная образовательная программа направлена на решение этой проблемы путем организации работы в специальном поэтическом объединении.

Основная идея дополнительной образовательной программы такова. В науке сложилось два подхода к пониманию творческих способностей: 1) креативность – врождённое свойство; 2) креативность зависит от влияния внешних условий. Придерживаясь второй точки зрения, я считаю, что особым образом организованная учебно-игровая среда способствует стимулированию творческой активности детей. Предрасположенность сочинять есть практически у каждого ребёнка. Нужно всего лишь поместить его в такую обстановку, атмосферу, которая способствовала бы развитию его творческих способностей. Педагогу дополнительного образования  нужно мягко и ненавязчиво направлять энергию творчески одарённых детей в нужное русло. Цель воспитания – это гармоничная личность, развитие её интеллектуального и нравственного потенциала, подготовка достойного гражданина своей страны и малой родины.

Развитие поэтических способностей возможно в любом возрасте. Однако чем раньше начинается такая работа, тем более успешным будет по жизни человек. Совсем необязательно, чтобы он непременно стал поэтом. Но опыт  «всматривания» в Слово, умение увидеть гармонию и музыку речи может оказаться бесценным на любом профессиональном поприще. Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на учащихся (11-18 лет).

В методологической основе дополнительной образовательной программы лежат труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме детской одаренности (А. Бине, П. Торренс, Г. Россолимо, Ф. Гальтон, Г. Айзенк; Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, В.С. Юркевич и др.); по вопросам современных педагогических технологий (педагогика сотрудничества – Ш.А. Амонашвили, технология эвристического обучения – А.В. Хуторской и др.); исследования литературоведов в области стихосложения (А.П. Квятковский, В.В. Онуфриев, В.Е. Толкачёва, Ю. Лотмана).

Цели дополнительной образовательной программы – ознакомление учащихся с классической традицией стихосложения и современными приемами версификации, с эволюцией представлений о литературном искусстве, процессами, происходящими в мире современной литературе, терминологическим аппаратом.

Задачи дополнительной образовательной программы таковы:

образовательная: повышение общего уровня грамотности и языковой культуры в среде учащихся, занимающихся стихотворчеством;

обучающая: получение и закрепление навыков написания стихотворных произведений и их версификации; подготовка учащихся к выступлению на поэтических вечерах и концертных программах;

воспитательная: повышение общего культурного и нравственного уровня; развитие интереса к литературе, отечественной и зарубежной поэзии; «взращивание» новых деятелей культуры и образования; помощь творческим ребятам в адаптации среди одноклассников (однокурсников).

Отличительная особенность дополнительной образовательной программы заключаются в том, что в основе курса лежат занятия, проводимые в литературной игровой форме. Знакомство с «технической» стороной сочинения стихов подчинено смыслу, лишено сухого теоретизирования, форма не довлеет над содержанием, являясь «служанкой», а не «госпожой» творческого процесса.

Продолжительность и структура дополнительной образовательной программы: всего академических часа – 64 (в трех группах) и 96 (в одной группе), из них 28 (41) – теоретико-лекционных, 29 (49) – практических, 5 (6) – зачетных, включающих этапы промежуточной оценки знаний учащихся.

На первом (начальном) этапе вводятся два ключевых понятия: РИФМА и РАЗМЕР. Не злоупотребляя литературоведческой терминологией, в игре, с помощью забавных рисунков, несложных рифмовок необходимо показать, как «работает» рифма, какие способы рифмовки существуют, что такое размер и как стихи «текут» плавно и красиво, когда не сбиваешься с выбранного ритма и размера.

На втором (основном) этапе происходит постепенное усложнение занятий, вводятся новые термины и понятия, усваиваются новые формы и способы стихосложения; появляются «зрелые» стихи в противовес «ученическим»; поэтические «этюды» становятся не самоцелью, а средством; усложняется мировосприятие; какие-то элементы стихосложения, способы и приёмы, усвоенные на занятиях, активно используются в поэтической практике.

На третьем (продвинутом) этапе члены группы получают возможность читать свои стихи, обсуждать их с коллегами, а также с приглашёнными критиками и педагогами. Лучшие работы рекомендуются на общественное прочтение и к публикации в местных СМИ. Но самое главное, что должна дать работа поэтического объединения – это литературное образование и духовно обогащенное общение.

Формы занятий: лекция, беседа, дискуссия, литературные игры (конкурсы, викторины, буриме, синквейн и т.д.), работа с раздаточным материалом, тестирование (на этапе проверки усвоения знаний кружковцами).

Необходимые материалы для занятий – 48-листовая тетрадь для записи теоретического материала и выполнения практических заданий и набор разноцветных ручек.

Режим занятий. Каждое занятие делится на 2 части: теоретическую и практическую. В ходе занятия группе учащихся даётся определенный теоретический материал (например, сведения о размере, рифме, форме стиха – сонет, рондо и т.д.), а затем предлагается выполнить практические упражнения по теме (например, подобрать рифмы, составить буриме, написать хокку).

Ожидаемые результаты:

ознакомление учащихся с классической традицией стихосложения и современными приемами версификации,

ознакомление учащихся с эволюцией представлений о литературном искусстве, процессами, происходящими в мире современной литературы,

усвоение учащимися базовых методологических понятий дополнительной образовательной программы (ритм, размер; рифма, система рифмовки).

получение навыков написания стихотворных и прозаических произведений.

К способам определения результативности можно отнести оценку литературного качества (мастерства) предлагаемых для публикации в сборнике «Четыре стихии» произведений учащихся, результаты промежуточных зачетов по отдельным темам и итоговой контрольной работы.

Формы подведения итогов: итоговая контрольная работа, выпуск и презентация сборника стихотворений и рассказов «Четыре стихии».

Добавить комментарий

Return to Top ▲Return to Top ▲