Вводная лекция

18.11.2012

«Мгновенье – и стихи свободно потекут»…

Кто не помнит этих пушкинских строк?! Однако нетрудно убедиться, что процесс рождения стиха не так прост. Многие, особенно в отроческие и юношеские годы, пытались выразить словами чувства, переполнявшие их, и отступали, столкнувшись с преградами: не «текли» стихи, мысль беспомощно чертыхалась, слова «выстилали» не гладкую строчку, а с какими-то колдобинами и рытвинами. И как следствие, растерянность, испорченное настроение, нежелание войти в неведомый и недавно еще так манивший мир Поэзии.

А если, предвидя подобную опасность, предотвратить ее до того, как она возникнет. Можно поспорить с составителями школьных программ по литературе, которые вспоминают о поэтической технике в 6-7 классах. Азы стихосложения лучше постигать в дошкольном возрасте. Ключевых понятий, которые следует ввести на этом этапе всего-то два: РИФМА и РАЗМЕР. Не злоупотребляя литературоведческой терминологией, в игре, с помощью забавных рисунков, несложных рифмовок можно показать 3-5-летнему ребенку, как «работает» рифма, какие способы рифмовки существуют, что такое размер и как стихи «текут» плавно и красиво, когда не сбиваешься с выбранного ритма и размера.

Представим краткую характеристику основных «технических» понятий, без которых не обойтись в организации работы с одаренными детьми дошкольного и школьного возраста, а также со студенческой и рабочей молодежью.

За тысячелетнюю историю развития мировой поэзии были сформированы определённые традиции и правила в стихосложении, уникальные для каждой национальной культуры. Основными признаками русскоязычной поэтической речи являются рифма и (после реформы В. Тредиаковского – М. Ломоносова) размер. Почему именно рифма и размер?

Ответ, возможно, следует искать в истоках русской поэзии, в былинах, исторических песнях, потешках, частушках, заговорах – словом, в устном народном творчестве. Многие русские поэты, в частности, А. Пушкин, Г. Державин, Н. Некрасов, А. Кольцов черпали вдохновение именно в народной поэзии.

После присоединения Украины к России (1654 год) российская интеллигенция получает возможность приобщиться к польской культуре, и под влиянием польского стихосложения на Руси формируется силлабическое стихосложение.

Силлабическая (от греч. syllabe – слог) система построения стиха – система, в основе которой лежит равносложие, т.е. одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке (количество ударений не имеет значения). Принцип равносложия был присущ поэзии тех народов, в языках которых ударение закреплено за определенными слогами в слове (во французском – за последним, в польском – за предпоследнем, в чешском – за первым и т.д.). Но для языков, в которых, как в русском языке, ударение падало на различные по месту их нахождения слоги (т.н. беглое ударение), силлабическая система оказалась малопригодной: подлинной ритмической соразмерности стихов она создать не могла.

В.К. Тредиаковский в 30-е годы XVIII века провёл первую стихотворную реформу русского стихосложения, основные положения которой он изложил в книге «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Новая система была основана на чередовании ударных и безударных слогов и получила название тонической (от греч. tonos – напряжение, ударение). Внутри тонического стихосложения различается чисто тоническое стихосложение, где учитывается только количество ударений в стихе (акцентный стих), и силлабо-тоническое, где учитывается также расположение ударений в стихе.

Начатое В. Тредиаковским продолжил, развил и блестяще применил в своей поэтической практике М. Ломоносов. Созданная его трудами система стихосложения получила позднее название силлабо-тонической, cущность которой состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют т.н. двусложные и трехсложные размеры.

Начиная с М. Ломоносова и, в особенности, с А. Пушкина, давших в своих произведениях «золотые» образцы русской поэзии, ведущими жанровыми особенностями русского стихосложения признается наличие рифмы и размера.

«Рифма – это повторение более или менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных».

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов.

Существует множество классификаций рифм:

1) по количеству совпадающих слогов: мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая;

2) по точности/неточности;

3) омонимичные рифмы;

4) рифмы, характеризующиеся по их частеречной принадлежности и пр.

«Скелетом» стихотворения считается система рифмовки. От того, какую систему рифмовки выберет поэт, во многом зависит настроение и темп стиха. Существует бесконечное количество систем рифмовок и их вариантов, но наиболее распространёнными являются три: смежная (аабб), перекрёстная (абаб), кольцевая (абба).

Другой немаловажной особенностью русского стихосложения являются размер и метр. Но перед тем, как мы перейдём к классификации размеров, необходимо разграничить эти понятия.

Метр – упорядоченное чередование в стихе сильных и слабых мест. Метр в таком значении слова имеется в метрическом, силлабо-тоническом, мелодическом стихосложении и отсутствует в силлабическом и тоническом.

Размер – способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом – числом ударений; в силлабо-тоническом – метром и числом стоп. В силлабо-тоническом стихосложении обычно различаются понятия: метр (например, «ямб»), стихотворный размер (например, «4-стопный ямб») и разновидность стихотворного размера (например, «4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями»). Т.е. в силлабо-тоническом стихосложении понятия метр и размер (не путать со стихотворным размером) являются тождественными.

Ещё одним важным термином, формирующим понятие о размере и метре, является стопа. Стопа – повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха (например, 2-, 3-, 4- стопные стихотворные размеры).

Классической системой стихосложения сейчас считается силлабо-тоническая, обычно именно этой системой пытается воспользоваться большинство начинающих поэтов. В силлабо-тонической системе выделяют две большие группы классических размеров:

1) двухсложные:

ямб — стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха;

хорей — стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха) ;

2) трёхсложные:

дактиль – стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы;

амфибрахий – стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге;

анапест — стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 3-м слоге

Начинающие поэты в основном используют двухсложные размеры с параллельной или перекрёстной системой рифмовки, как наиболее простые. Но часто в своих стихах они сбиваются на 3-сложный размер, видимо, ввиду недостаточной развитости чувства ритма.

Как выясняется из бесед, некоторые из них не имеют ни малейшего представления о размерах и о том, каким образом достигается «гладкое» звучание стиха. Те же, кто владеет знаниями о размерах, но не владеет умением их применять, заявляют, что пишут в системе стихосложения, отличной от силлабо-тонической: тонической или мелодической. Однако и тут они не справляются с формальными трудностями: в иных системах стихосложения требуется знание о долгих и кратких слогах, а также необходима точная и звучная рифма, которая бы служила «цементом» для поэтической организации речи. Если же формальные условия не выполнены, то такие сочинения не могут с полным основанием называться стихотворениями.

Классическая система стихосложения складывалась веками, в её формирование вложило свои силы множество гениальных людей: поэтов, философов, филологов, ораторов. Это – эталон, на который необходимо ориентироваться, которому необходимо подражать, по крайней мере, пока у начинающего автора не появится опыт, позволяющий ему изменять каноны в соответствии с собственным стилем.

Вы можете вернуться на страницу «Обучение» или узнать ответ на вопрос: что такое ритм?

 

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Return to Top ▲Return to Top ▲