Стихопроза: признаки и разновидности

02.05.2013

Между стихом и прозой как суверенными художественными системами нет жесткой непроницаемой границы. Структурные элементы той и другой, взаимопроникая, образуют зону смешанных форм – так называемую литературную стихопрозу нового времени, которую следует отличать от стихопрозы памятников фольклора и древнерусской довиршевой литературы.

Литературная стихопроза подразделяется на урегулированную, неурегулированную и смешанную стихопрозу. Урегулированная стихопроза представляет собой не расчлененную на стиховые ряды художественно-речевую структуру, обнаруживающую упорядоченное чередование интервалов, либо систематическую рифмовку, либо и то, и другое вместе. Упорядоченность ритма обычно колеблется от предельной до еле различимой. Регулярная либо окказиональная, но явственная рифмовка также может осложнять и обогащать метризацию.

B.C. Баевский предложил такую классификацию стихопрозы:

1) Альтернирующая стихпроза – чередование сильной и слабой доли (иктов). Классические хрестоматийные примеры – знаменитые «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике» М. Горького:

«Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный».

2) Трехсложниковая стихопроза предполагает чередование одного сильного и двух слабых долей (иктов). Включает широкий спектр примеров. Например, знаменитая стихопроза А. Белого «Маски»: «Лишь только ненастные птицы, стеная, помчатся, и синие толпы Атлантов полезут, как горы, на вас — знайте вы, ночные души, таящие грозу, что вкусите сладость восторга безмерного…». Любопытную загадку представляет и знаменитый лермонтовский отрывок «Синие горы Кавказа…»:

«Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучали, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе…».

Исследователи спорят, что перед нами: стихи или проза? С одной стороны, Лермонтов имел обыкновение предварять некоторые свои стихотворения прозаической программой, с другой стороны, не исключена вероятность смелого эксперимента в форме упорядоченной стихопрозы.

3-4) Если междуиктовые интервалы в трехсложниках утрачивают свою двусложную стабильность и варьируются в пределах от одного до двух, мы получаем дольниковую или тактовиковую модификацию стихопрозы. Эти две разновидности практически не изучены и на слух слабо различимы. Вычленить их удается лишь исследовательским путем. Так, С.И. Кормилов идентифицировал дольниковый ритм в лермонтовском наброске «Я проводил тебя со слезами…»:

«Я проводил тебя со слезами; но ты удалилась чужда сожалений и слез…»

5) Акцентная модификация стихопрозы не дает практически никакой эстетически значимой упорядоченности ритма. Ее приходится отнести к разряду нерегулируемой стихопрозы. Она требует дополнительных средств ритмической урегулированости, членящих текст на синтаксические колоны (квазистихи): либо путем выравнивания окончаний, либо путем их «озвучивания» (рифма).

6) Особый вид урегулированной стихопрозы представляет раешник – речевая структура с систематической, но неравномерной рифмовкой

Нерегулируемая стихопроза представляет собой не расчлененную на стихи художественно-речевую структуру, не имеющую постоянной внутренней меры. Она плавно переходит в прозу. Таковы знаменитые стихотворения в прозе И. Тургенева, а также близкие им лирические миниатюры М. Пришвина:

 Моя поэзия, в том виде, как я даю ее людям, есть результат моего доброго поведения в отношении памяти моей матери и других хороших русских людей. Я совсем не литератор, и моя литература является образцом моего поведения…» («Поэзия»).

Смешанная стихопроза представляет собой синтетическую конструкцию, в которой используется принцип неупорядоченного чередования фрагментов стиха, прозы и стихопрозы. Такие построения получили широкое распространение как в античной литературе, так и в европейских литературах средних веков, эпохи Возрождения и нового времени. Например, «Окассен и Николет», «Новая жизнь» Данте Алигьери, трагедии Шекспира, «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Египетские ночи» Пушкина, «Доктор Живаго» Пастернака, некоторые произведения А. Вознесенского, О. Сулейменова и т.п.

Смешанная стихопроза может быть графически маркированной. Так, рядом со стихотворными репликами высоких персонажей «Бориса Годунова» мирно уживаются прозаические реплики персонажей незначительных или эпизодических.

Другая разновидность смешанной стихопрозы не выделяется графически. «Слияние» может осуществляться как на «территории» прозы (графически несегментированные тексты), так и на «территории» стиха (прозаический компонент «подгоняется» под общее стиховое членение):

«На пальмы падает некрупный частый снег. И тут же стекает по листве агав и плавится на олеандрах. В воздухе похоже на морозец. Вокруг все театрально. И только море тяжким шумом говорит, что это явь. Грузинки кутаются в черные платки и ждут автобуса под фонарями…»  (Ю. Куранов. «Бывает…»);

Метризация в общем прозаическом потоке или деметризация в общем стихотворном контексте могут быть жанрово или стилистически обусловлены («Буранный полустанок» Ч. Айтматова, «Свидание с Бонапартом» Б. Окуджавы) либо без какой-то объективно фиксируемой мотивировки (лирическая проза Ю. Куранова). Как отмечает Федоров,

 «тонкая игра на противоположных принципах установки в пределах оппозиции «стих – проза» содержит чрезвычайно богатые, порой неожиданные как для пишущего, так и для воспринимающего изобразительно-выразительные возможности».

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Return to Top ▲Return to Top ▲