Двусложные и четырехсложные размеры в силлабо-тонике

18.11.2012

Правильная последовательность ударных и безударных слогов называется размером. Обычно в классическом русском силлабо-тоническом стихосложении выделяют 5 размеров: два двусложных и три трехсложных. Помимо этого существует четыре четырехсложных, (теоретически) пять пятисложных, шесть шестисложных и т.д.

Сегодня на уроке попытаемся разобраться с двусложными и четырехсложными размерами. Запишем строку и составим ее схему:

Он смолоду один в темнице изнывал

/ / — — — / — / — — — /

Пока нам не ясно, что это за размер. Мы не видим системы. Запишем другой пример, уже известный нам:

Буря мглою небо кроет

/ — / — / — / —

Здесь уже явно прослеживается чередование ударного и безударного слога. Этот размер называется хорей. Его название и графическую схему нужно запомнить.

Хорей называется двусложным размером потому, что в состав стопы входит 1 ударный и 1 безударный слог – всего 2 слога. Что такое стопа? Это ритмическая единица, в состав которой входит 1 ударный слог и некоторое количество безударных. Определив, сколько безударных слогов входит в стопу, вы сможете определиться с размером.

На практике это означает… зубрёжку. Вам придется выучить названия и графические схемы 5 «стандартных размеров» силлабо-тонического стихосложения и применять их к стихотворениям. Сразу предупрежу, что не все стихи можно «загнать» под эти пять размеров, так как количество комбинаций ударных и безударных слогов в принципе неограниченно, и не все из них вписываются в силлабо-тоническое стихосложение.

Итак, в строке «Буря мглою небо кроет» стопой является сочетание ударного и безударного слога:

(/ -) (/ -) (/ -) (/ -)[1]

Это, как уже говорилось, двухсложная стопа. Таких стоп в строке 4. Значит, строка написана 4-стопным хореем. Пока это кажется непонятным, но после выполнения упражнений все прояснится.

Вернемся к первому примеру.

Он смолоду один в темнице изнывал

/ / — — — / — / — — — /

Эта строка тоже написана двусложным размером, но не хореем, а ямбом. Почему? Сравним с графической схемой ямба, хорея и любого трехсложного размера (например, анапеста):

/ / — — — / — / — — — / – оригинал

— / — / — / — / — / — / – ямб

/ — / — / — / — / — / — – хорей

— / — — / — — / — — / — – амфибрахий

Как видим, совпадений больше всего всё-таки с ямбом.

«Нагромождение» ударных слогов в начале строки называется спондеем. Что такое спондей? Спондей – стопа, состоящая из 2 ударных слогов (/ /). В силлабо-тоническом стихосложении спондеем условно называют ударение на слабом месте в хорее или ямбе. В нашем примере местоимение «он» с фонетической точки зрения является слабым. «Он» словно примыкает к «смолоду»: он_смолоду, т.е. ударение на нем можно и не ставить.

Отсутствие ударений на 4 и 10 слоге (на 2 и 5 стопе) называется пиррихием. Пиррихием называется стопа, состоящая из 2 безударных слогов (- -). По сути пиррихий – отсутствие ударения там, где оно требуется «по схеме». Но творчество живее всякой схемы. К тому же в русском языке не так много двусложных слов, и писать «чистым» ямбом или хореем очень сложно (но возможно, см. М.Ломоносов «Ода на взятие Хотина»).

Посмотрим на пример еще раз:

Он смолоду один в темнице изнывал

/ / — — — / — / — — — /

Теперь попробуем прочитать строку так, словно мы её поём, при этом выделяйте голосом те слоги, где по-вашему (и по схеме) должно быть ударение. Получится примерно так:

он смОлодУ одИн в темнИце ИзнывАл

Звучит странновато, но зато, если составить графическую схему, вы сможете убедиться, что перед вами – 6-стопный ямб. Явление, где ударения нет, но оно должно быть по схеме, можно условно называть сверхсистемным ударением. В данном случае сверхсистемное ударение располагается на месте пиррихиев[2].

Попробуйте определить размеры в следующих стихотворных строках (строки взяты из работ членов ЛПО «Сатурния»):

Порою больно за свершенья

Пойдем со мной бродить по облакам

Твой образ вновь в моих мечтах

Мне так хочется понять

Сердце сжалось черным вором

Теперь обратим внимание на еще одну строчку из «Corona Actralis» М. Волошина:

О темные восторги расставаний

— / — — — / — — — / —

С одной стороны, это 5-стопный ямб с двумя пиррихиями, но с другой – это четырехсложный размер, одна стопа которого насчитывает 1 ударный и 3 безударных строки:

(- / — -) (- / — — ) (- / — )

Размер называется 3-стопный пеон II: 3 стопы и ударение на 2 слог (пеон I – ударение на 1 слог, пеон III и пеон IV – соответственно, на 3 и 4). Обычно пеон чередуется с двусложными размерами – ямбом или хореем:

А темные восторги расставанья,

А пепел грез и боль свиданий – нам.

Нам не ступать по синим лунным льнам,

Нам не хранить стыдливого молчанья.

Здесь пеон II в 1 и 4 строке чередуется с ямбом во 2 и 3 строках. Еще пример пеона, также пеона II из к/ф про всемирно известного разведчика на стихи Р. Рождественского:

Не думай о секундах свысока,

Наступит время, сам поймёшь, наверное.

Свистят они как пули у виска,

Мгновения, мгновения, мгновения.

Здесь пеон II в 1, 2 и 4 строке чередуется с ямбом во 2. «Чистым» пеоном писать можно, но сложно.

Когда вы будете писать новые или править старые стихи, размер необходимо учитывать. Возможно, на первых порах будет сложно, мысль будет путаться, не сможет вкладываться в прокрустово ложе размера. Но достаточно быстро это пройдёт. И мысль, как прекрасный алмаз, засверкает ярким светом в огранке размера.

У кого-то есть чувство ритма, и над размером думать не надо. Но всё равно после написания не мешает «проверить алгеброй гармонию», расставить ударения в стихотворении и ликвидировать «сбитый» ритм. О том, как это сделать, поговорим на следующих уроках.

Практика:

Определить размер, если это возможно, в стихотворениях, которые вы графически разобрали, выполняя предыдущее домашнее задание.

Также определить размер в строках, приводимых в лекции, если вы этого не сделали:

Порою больно за свершенья

Пойдем со мной бродить по облакам

Твой образ вновь в моих мечтах

Мне так хочется понять

Сердце сжалось черным вором

[1] Скобками выделены стопы. В рукописном оформлении обычно стопы выделяют фигурной скобкой }, но у нас нет технической возможности это выполнить.

[2] Сверхсистемное ударение в данном контексте – условный авторский термин. В литературоведческой терминологии сверхсистемным ударением называется первый ударный слог в амфибрахии.

Вы можете вернуться к оглавлению, ознакомиться с теорией ритма, либо читать далее.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Return to Top ▲Return to Top ▲