Другие виды рифмы: холостая, белая, внутренняя, графическая

27.05.2013

Существует ещё несколько разновидностей рифмы, которые не вписываются в канонические схемы и образуют, по сути, не столько системы рифмовки, сколько различные виды стиха.

Холостая рифма – рифма, которой в принципе нет. Иногда поэты в средствах выразительности используют холостую рифму, т.е. строку без рифмы, для создания особого звучания. Например, Л. Филатов блестяще использовал холостую рифму в своём сказе «Про Федота-стрельца» в целях стилизации под древнерусский фольклор:

 

К нам на утренний рассол

Прибыл аглицкий посол,

А у нас в дому закуски –

Полгорбушки да мосол.

 

Снаряжайся, братец, в путь

Да съестного нам добудь –

Глухаря аль куропатку,

Аль ишо кого-нибудь.

 

Не смогёшь – кого винить? —

Я должон тебя казнить.

Государственное дело –

Ты улавливаешь нить?..

 

Третья строка каждого катрена – холостая.

Белая рифма – стих без рифм. Самое главное, чтобы в стихотворении имелся чёткой выраженный размер. Если и размера нет, стих, конечно, претендует на звание верлибра, но вот является ли он им – большой вопрос. Часто белая рифма используется в стилизациях, например:

 

Сяду я за стол, да подумаю:

Как на свете жить одинокому?

Нет у молодца молодой жены,

Нет у молодца друга верного.

А. В. Кольцов. Размышления селянина

 

Белыми стихами написана гениальная трагедия Пушкина «Борис Годунов». Белым стихом пользовался Шекспир. Белая рифма сближает лирику и эпос, лирику и драму, позволяя стихотворной строкой передавать эпичность, плавность, последовательность повествования.

 

Быть иль не быть – вот в чем вопрос.

Что благороднее: сносить удары

Неистовой судьбы – иль против моря

Невзгод вооружиться, в бой вступить

И все покончить разом… Умереть…

В. Шекспир. Гамлет

 

Еще одно, последнее сказанье –

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду –

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет…

А.С. Пушкин. Борис Годунов

 

Следует отличать белый стих от безрифменного стиха. Белый стих существует исключительно в силлабо-тонической, силлабической и тонической системах стихосложения, там, где стало возможным появление рифмы как следствия ритма. Например, в античной поэзии понятия рифмы не существовало, поэтому понятие белый стих к поэмам Гомера или трагедиям Софокла не применяется. А вот безрифменный – пожалуйста. Пример безрифменного стиха, написанного гекзаметром:

 

Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который

Долго скитался с тех пор, как разрушил священную Трою,

Многих людей города посетил и обычаи видел,

Много духом страдал на морях, о спасеньи заботясь

Жизни своей и возврате в отчизну товарищей верных.

Гомер. Одиссея

 

Чем отличается белый стих от холостой рифмы? Если без особых подробностей и деталей, можно сказать так: белыми стихами пишется всё стихотворение, холостая бывает, как правило, одна.

Внутренняя рифма возникает в стихах иногда непроизвольно (тогда это может повлиять на благозвучие и считается ошибкой – а именуется авторифмой, т.е. рифмой, возникшей непроизвольно, автоматически), иногда автор умышленно допускает её (тогда это считается стилистическим приёмом). Пример внутренней рифмы:

Наблюдатель? свидетель события? войны в Крыму?

Масса жертв – всё в дыму – перемирие полотенца…

Нет! самому совершить поджог! роддома! и самому

Вызвать пожарных, прыгнуть в огонь и спасти младенца…

И.А. Бродский. Из Парменида 

Помимо перекрёстной рифмы, здесь имеется четыре внутренних рифм. Повтор «му» создаёт ощущение стремительности, динамики, что лишний раз подчёркивается графикой – восклицательными знаками и прописными буквами (вместо строчных!) после них. Восклицательные знаки здесь выполняют не только функцию риторического восклицания, но служат для эффекта парцелляции, подчёркивая единую интонационную конструкцию строки.

Иногда стихотворение всё целиком строится на внутренних рифмах. Пример:

 

Опьянение печали, озаренье тихих тусклых свеч, —

Мы не ждали, не гадали, не искали на земле и в небе встреч.

Обагряя землю кровью, вы любовью возрастили те цветы,

Где сверкало, угрожая, злое жало безнадежной красоты.

Ф. Сологуб.

 

Графическая рифма – рифма из слов, которые совпадают по написанию, но не по звучанию. Графическая рифма по сути своей, рифмой и не является. Ведь говоря о сущности рифмы, мы акцентируем внимание на её звуковой стороне. А в русском языке, как известно, не всё, что написано одинаково, одинаково читается. Рассмотрим пример из стихотворения Бродского:

 

Не откликайся на «Эй, паря». Будь глух и нем.

Даже зная язык, не говори на нем…

 

Графически «нем – на нем» является рифмой, особенно, если учитывать тот факт, что букву ё при письме и наборе часто заменяют на е, однако по звучанию нем – на нём рифмой назвать нельзя: [н’эм] – [нън’ом]. В принципе, графическую рифму обычно относят к ошибкам начинающего стихотворца, но это может выступать и стилистическим приём, как у Бродского. (Бродскому это позволительно – он очень вольно обращается с рифмой, как и любой великий стилист, компенсируя нарочитую «неряшливость» (а по сути – элегантность) в выборе рифм синтаксисом и смысловой нагрузкой.)

Квятковский в своём словаре даёт такой набор графических рифм: большого – немного (ово-ого), утес — лес (ёс — ес), срочно – нарочно (очно-ошно), вечно – конечно (ечно-ешно), смелый — веселый (елый — ёлый) и приводит такие примеры графических рифм:

 

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И.А. Крылов

 

Да здравствуют прогулки в полвторого,

проселочная лунная дорога…

А. Вознесенский

 

Кроме того, графическая рифма иногда появляется у поэтов-классиков, особенно Золотого века русской поэзии, вследствие изменения фонетических норм. Хрестоматийный пример (наверно, все учили это пушкинское  стихотворение в школе и удивлялись, как можно считать стихи с такой рифмой – шедевром!):

 

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим.

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

 

Действительно, произнося «безнадёжно», так и тянет сказать «нёжно», но это будет ошибкой. Правильно: безнадежно. Просто во времена Пушкина действительно говорили так: безнадежно, без употребления ё, и это было нормой. Теперь вы знаете, что такое графическая рифма и почему она имеется у знаменитых поэтов, считаясь, по сути своей, ошибкой.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Return to Top ▲Return to Top ▲