Что такое ритм?

18.11.2012

Теория.

Ритм был известен человеку еще с древних времен. Древние племена использовали ритм при игре на барабанах и других музыкальных инструментах для обрядов и обрядовых плясок. И сейчас: ни одна песня невозможна без ритма.

Что же такое ритм?

Строго говоря, ритм – это последовательность, состоящая из сильных и слабых долей. Например, в строке «Буря мглою небо кроет» 4 сильные и 4 слабые доли. Сильной долей в классическом русском стихосложении принято считать ударный слог, слабой – безударный. Если сильную долю обозначить как /, а слабую -, то простейший ритм будет выглядеть так: /-/-/-/-/… (например, биение сердца). Ритм в строке «Буря мглою небо кроет» выглядит вот так: /-/-/-/-, в строке «Однажды в студеную зимнюю пору»: -/—/—/—/-, в строке «Ниоткуда с любовью надцатого мартобря»: —/—/—/——/.

Иногда ритмом называют монотонную последовательность ———. Но ритм исключает монотонность. Монотонность утомляет, а ритм призван бодрить, быть самой жизнью. Если человек слышит подобную монотонность, он пытается ее преобразовать, и все равно получается ритм. Попробуйте послушать, как капает вода из крана, и постепенно ваш мозг сам начнет улавливать (точнее, додумывать) ритм.

Ритм можно наблюдать не только в строке, но в двустишии, и в строфе, если принять за единицу ритма строку. Например (знаки препинания опущены умышленно):

Буря мглою небо кроет – это одна ритмическая единица (строка).

Вихри снежные крутя – это уже вторая ритмическая единица (строка).

То как зверь она завоет – третья ритмическая единица.

То заплачет как дитя – четвертая ритмическая единица.

То по кровле обветшалой – пятая ритмическая единица.

Вдруг соломой зашумит – шестая ритмическая единица.

То как путник запоздалый – седьмая ритмическая единица.

К нам в окошко застучит – восьмая ритмическая единица.

Если приведенное восьмистишие обозначить как еще одну ритмическую единицу (строфу), получится, что в этом стихотворении Александра Пушкина 4 ритмические единицы (строфы), 24 ритмические единицы (строки).

Ритмические единицы разделяются между собой паузой (цезурой). Графически она обозначается так: // – цезура в конце строки, / – цезура в середине строки.

Например:

Я, признаюсь, люблю / мой стих александрийский, //

Ложится хорошо / в него язык российский, //

Глагол наш великан / плечистый и с брюшком, //

Неповоротливый, / тяжелый на подъем…//

[1]

Когда дети играют, они придумывают «магические формулы» (например, считалки) для совершения игровых действий. Часто эти считалки лишены смысла (эни бэни крэкс), но в них есть (внимание!) ритм. Понаблюдайте, как дети вычисляют, кому водить. Указывая пальцем поочередно на игроков, они, по сути, поддерживают движением ритм. Ритм помогает руке двигаться правильно, и наоборот, движения руки не позволяют сбиться с ритма.

Между стихами и обрядовыми заклинаниями (вроде современных детских считалок) есть нечто единое: это как раз ритм. «Детские писатели» (С. Михалков, С. Маршак, К. Чуковский, А. Барто) четко понимали важность ритма для детей, и насыщали свои стихи различными ритмическими схемами. В стихосложении эти ритмические схемы называют стихотворными размерами.

Надо отметить, что в русское стихосложение «размерность» пришла не сразу (подробнее читайте во вводной лекции). На сегодняшний день в классическом русском стихосложении существуют 5 наиболее распространенных размеров. С ними мы и познакомимся на следующих уроках.

Практика.

Подберите по 1 отрывку (4-6 строк) из стихотворения классического русского поэта (например, А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Некрасова), детского поэта (А.Барто, С.Михалкова, С.Маршака), поэта-постмодерниста (И.Бродского, К.Ковальджи), 1 перевод зарубежного поэта (В.Шекспира, А.Рембо, Ш.Бодлера), античного автора (Гомера в переводе В.Жуковского и Н.Гнедича) и составить ритмическую схему.

[1] Этот отрывок из стихотворения Петра Вяземского написан т.н. «александрийским стихом». Александрийский стих – двенадцатисложный стих с цезурой после шестого слога, с обязательными ударениями на шестом и двенадцатом слоге и с обязательным смежным расположением попеременно то двух мужских, то двух женских рифм.

Вы можете вернуться на страницу оглавления литературного учебника, прочитать лекцию об основах стихосложения либо продолжить знакомство со стихотворными размерами.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Return to Top ▲Return to Top ▲