Обобщив данные об эволюции понятия «одаренность» и об эволюции взглядов ученых на проблему одаренности, а также современные зарубежные и отечественные концепции одаренности, можно сделать вывод, что одаренность – сложное и многогранное понятие. Многое в разработке проблемы одаренности зависит от субъективной оценки ученого-психолога или педагога, подходящего к решению данной проблемы.
Наиболее близкой нам оказалась отечественная концепция одаренности, изложенная в «Рабочей концепции одаренности» (ред. В.Д. Щадриков). Основная мысль «Рабочей концепции» – одаренность можно и нужно развивать и для этого достаточно создать одаренным детям такую обстановку, в которой их способности смогли бы раскрыться в полной мере.
Кроме того, концепция «менторства», предложенная Н.С. Лейтесом, показалась нам оптимальной для развития детей с литературной одаренностью.
Литературная одаренность – особый вид одаренности. Для того, чтобы юный автор начал творить, он должен научиться мыслить художественными образами, иными словами, не прямолинейно, а используя фантазию и воображение. У литературно одаренного ребенка не должен быть обязательно хорошо развит речевой аппарат, главное – должно быть развито умение ребенка воплощать «на бумаге» то, что у него «в голове». Поэтому, как правило, литературная одаренность проявляется позднее других одаренностей.
У литературно одаренных детей есть свои специфические сложности в развитии. Многое в гармоническом развитии их личности зависит от семьи и наставников.
Данный материал имеет большую теоретическую ценность. Располагая информацией о различных взглядах ученых и педагогов на проблему одаренности, зная их подходы в исследованиях и результаты экспериментов, можно сделать собственные выводы о содержании одаренности.
Анализ опыта работы литературных кружков, объединений и клубов различных городов и регионов России, в том числе, Башкортостана, позволил нам определиться с основной целью организации подобных сообществ – это помощь начинающим авторам в их литературных опытах, обучение одаренных детей азам литературного мастерства, приобщение их к культурному пространству. Обмен опытом, осуществляемый руководителями литературных сообществ посредством коммуникационно-информационной сети Интернет, позволил нам, опираясь на полученные теоретические выводы о содержании и структуре одаренности, собственный опыт организации литературных сообществ («Поэтический Нефтекамск», «Хрустальное перо»), составить авторскую программу по развитию литературной одаренности у детей и организовать на ее базе опытное обучение.
Разработанная методика получила наименование «Экспериментальной методики по развитию литературной (поэтической) одаренности у детей». Она рассчитана на разновозрастную и разноподготовленную аудиторию и имеет явно выраженный уклон в «менторство».
Первоначально методика применялась для разработки занятий в рамках работы литературного объединения «Поэтический Нефтекамск». Так как занятия посещали, в первую очередь, авторы, имеющие определенный литературный опыт, не представлялось возможным в полной мере реализовать методические приемы, направленные на развитие поэтической одаренности. К тому же было достаточно сложно вести занятия для авторов, имеющих различный уровень поэтического мастерства. Поэтому было принято решение дифференцировать обучающихся на две группы – опытных и начинающих – и проводить занятия только для начинающих.
Созданное таким образом литературно-поэтическое объединение «Сатурния» начало свою деятельность в сентябре 2010 года. В настоящее время оно насчитывает в своем составе более 20 постоянных членов.
Кружковцы проходят два этапа обучения: начальный и продвинутый. На начальном этапе они усваивают необходимый минимум знаний, определенный методикой, овладевают начальными навыками стихосложения, учатся лаконичному и грамотному изложению мыслей. На продвинутом этапе они углубляются в теорию стихосложения, овладевают новыми формами стихосложения, знакомятся с научными терминами, учатся выполнять литературоведческий анализ текста. Все занятия строятся в игровой состязательной форме, результаты занятий систематизируются и в дальнейшем используются для анализа проведенной работы и дальнейшей разработки методического аппарата.
Большое внимание на занятиях уделяется и творчеству, организуются «круглые столы» кружковцев, встречи с интересными и талантливыми людьми, регулярно проводятся концерты и выступления с участием членов объединения.
На сегодняшний день самиздатовским способом выпущено два сборника кружковцев: «Первые шаги» и «Второе дыхание». Второй сборник является более качественным и большим как по количеству страниц, так и по количеству авторов, что свидетельствует о возросшем профессионализме членов объединения, а, следовательно, об эффективности методики экспериментального обучения.
Функционирует сайт www.nsaturnia.ru и группа в социальной сети «Вконтакте» www.vk.com/club34413539, являющиеся эффективными виртуальными площадками для общения и обмена опытом.
Надо отметить, что работа с кружковцами не является завершенной, а только входит в следующую фазу развития. Такие факторы, как постоянное совершенствование методики и технологии обучения, приход в ЛПО «Сатурния» новых авторов с большим творческим потенциалом, активное взаимодействие с творческой интеллигенцией города, позволяют смело утверждать, что проводимая нами работа даст в будущем еще более ощутимые результаты и сделает немалый вклад в культурную жизнь города Нефтекамска и Республики Башкортостан.
Комментариев нет