Сравнение лежит в основе образной системы любого языка, и вот почему. Представьте, что вам нужно словесно описать какой-либо предмет человеку, который этот предмет никогда не видел. Каким образом вы будете это делать? Правильно, через сравнении с уже знакомым ему: «Идешь прямо и видишь дом, похожий на Пентагон, от него сворачиваешь в парк и идешь до кафе, сделанного в форме парохода. Там и будет выход к морю», или: «Кленовый лист похож на елку, как ее рисуют дети», или: «У них была любовь, как у Ромео с Джульеттой».
И этот способ описания был унаследован с древности. Представим, как на заре зарождения человечества какой-нибудь дикарь объяснял своему вождю, что он видел незнакомое животное: «Оно было огромным, как та гора, у него были красные, как заря, глаза, а шкура черная, как угли в костре. Он топал, как буйвол, а кричал громче Голосистого У-чам-чака, нашего шамана. Я испугался и прибежал к тебе быстрее стрелы». Так, через описание дикаря, вождь получает описание незнакомого ему ранее предмета.
Как вам должно быть известно, одна из функций языка – передача информации. Ее мы передаем друг другу именно с помощью описания. У нас нет другого способа познакомить собеседника с незнакомым ему предметом иначе, как через сравнение с уже знакомым ему, т.е. через описание незнакомого знакомым. М. Перовский пишет, что сравнение – выразительное средство,
«в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку»
. Иными словами, у двух предметов находится что-то общее.
Сравнение лежит в основе всей образной системы языка. Все остальные изобразительные средства произошли, можно сказать, «отпочковались» именно от сравнения.
Например, ближе всего к сравнению метафоры. Всем известное «школьное» определение метафоры так и гласит: «Метафора – скрытое сравнение». Например, у Блока есть строчка в стихотворении: «Бегут ручьи моих стихов». Метафору «ручьи моих стихов» можно легко переделать в сравнение: «мои стихи бегут как ручьи».
Или эпитет. Название известного романа Ю. Бондарева «Горячий снег» по форме – эпитет. Причем очень яркий. Здесь имеется и антитеза, и метафора, и в основе всего лежит сравнение: снег сравнивается с кипятком или чем-то другим горячим (из контекста романа становится понятным, что снег горячий из-за пролитой крови).
Гипербола тоже, как может показаться странным, близка к сравнению. Вспомните знаменитую строчку Маяковского: «В сто сорок солнц закат пылал». Здесь закат сравнивается с ярким светом множества солнц. Многие гиперболы вошли в состав фразеологических оборотов, формально являющихся сравнительными оборотами, например: сильный как бык, зоркий как сокол, богат как султан, толст как бочка, худой как жердь (впрочем, последний пример – литота, троп, «зеркальный» гиперболе).
Сравнение используется поэтами для создания поэтического образа.
«В поэтическом сравнении поэт стремится лишь дать возможно большую рельефность особенностям известного явления», –
утверждает Боринский. Действительно, использование выразительного средства помогает выделить из ряда схожих признаков тот признак, который имеет принципиальное значение для характеризуемого предмета. Например, гомеровское: кровь как пурпур на мраморной кости. У крови много различных характеристик, это любой биолог или медик скажет: вязкость, объем, структура, то есть наличие эритроцитов и прочего. Но Гомер выбирает только одно: цвет. И это пример отличной метафоры. Чтобы подчеркнуть яркий (пурпурный) цвет крови, поэт «помещает» ее на кристально белую мраморную кость. И такой цвет крови говорит нам о трагичности момента – ранении Менелая, ибо видение ярких красок мира – следствие обостренного восприятия мира всеми чувств из-за страшной боли. Иными словами, вслед за Менелаем и мы, читатели, видим эту кровь такой яркой, в какой-то мере сближаемся с Менелаем, встаем на его место. Такова сильная сторона искусства.
Стихотворцам важно помнить, что сравнение всегда должно иметь под собой почву. Например, вряд ли есть что-то общее между ведром и, скажем, змеей (хотя, если поискать, найти, я уверен, можно). А вот между, например, лифтом и ртом общего много: они оба открываются. Недаром распространена такая метафора: пасть лифта – лифт сравнивается с чудовищем. Поэтому при использовании выразительных средств очень важно не уйти в сторону и не наметафорить что-то вообще непонятное: «Сижу я зайцем на скале и вижу: небо кипятком летит по сомкнутой слезе и воет ветер языком». Вряд ли есть что-то рациональное в этом нагромождении метафор. Но никто не говорит, что не нужно искать интересные, образные сравнения, которые помогут подчеркнуть особенное свойство предмета: «Он убежал, подпрыгивая, как галька на поверхности моря» – сравнение, мало того, что дает прекрасное представление, как некто «он» убежал, так и создает блестящий комический эффект.
Стоит избегать и двусмысленных сравнений. Например, популярная песня утверждает: «У нее глаза два брильянта в три карата». Метафора, конечно, хороша, но три карата – это шесть грамм. А «брильянты» в шесть грамм очень маленькие. Значит, у возлюбленной певца глаза не больше семечек.
Поэтому важно задумываться о смысле ваших сравнений и метафор, чтобы они были и ясны, и логичны, и образны, и могли трактоваться недвусмысленно. Ибо, как гласит старая поговорка, если что-то может быть понято двояко, это будет понято неправильно.
Читайте стихи о любви на сайте творчества семьи Галущак.
2 комментария
Спасибо! Супер статья! Блог в ридер однозначно
За статью премного благодарен, все по делу, достаточно много кто это использует