Теория.
Многие стихи, написанные с претензией на силлабо-тонику, однако, не соответствуют этой системе стихосложения. Вместо стройного ряда чередующихся слогов – разнобой.
Проходит жизнь, ничего не сделал ты.
Проходит жизнь, не воплотил свои мечты.
Но, а время ушло, все хорошее прошло.
Осталось одиночество, и вновь
Я чувствую как в венах протекает кровь.
— / — / — — / — / — /
— / — / — / — / — / — /
/ — / — — / — — / — — — /
— / — — — / — — — /
— / — — / / — — / — /
В этом стихотворении есть только две строки, выдержанные в силлабо-тонической системе: вторая (ямб) и четвертая (пеон II). В остальных – «сбивка» размера. Если в первой строке еще можно угадать ямб, а в третьей – амфибрахий, то пятая – обычная проза. Не будем забывать, что стихи требуют не только рифмы, но и размера!
Согласен, достаточно трудно работать с такими стихами, резать себя самого по живому. Трудно, но надо. Хотя бы для того, чтобы убедиться: при категорической и серьёзной правке «так, как надо» из стихотворения пропадает та первозданность и искренность, что была ему присуща. Поэтому, по нашему глубокому убеждению, старые стихи исправлять не надо, а необходимо писать уже «по-новому», располагая знаниями о размере и рифме.
Как усвоить знания? Только на практике. Того, что предложено в заданиях в конце лекции, недостаточно. Автор должен сам попробовать писать стихи «по правилам». Сначала это может не получиться, будет период отчаянья: «Зачем я это пишу, зачем мне рифмовать?», возникает желание бросить писать стихи. Нужно просто переждать, пока это пройдет.
Тут начинающий автор похож на Феникса. Автор сжигает себя – старого, со своими предубеждениями и привычками, со своей неохотой писать в соответствии с канонами и с желанием писать «по велению души» – а затем перерождается. Вылупляется из яйца и смотрит: «А где это я?». Делает первые неуверенные попытки написать – пробует становиться на крыло. Но вот однажды он делает (даже неожиданно для самого себя) мощный взмах – и ноги его отрываются от земли. Он парит в небе, и стихи – гладкие, причесанные, наполненные смыслом и душой – так и льются из него. Это называется: автор испытал вдохновение.
Потом идет период заносчивости. Автор считает, что он теперь настоящий «крутой» поэт и начинает писать массу стихов. Многое из написанного в этот период напоминает старое: вроде бы и размер, и рифма есть, а вот мысль выражена неточно, стихотворение неинтересно. Многие, кто не двигаются далее, остаются на этом уровне. Только они громко заявляют: «Я поэт». А вообще, звание поэту могут давать только окружающие. Максимум, что может о себе сказать стихотворец: «Я пишу стихи. Хотите, почитаю?».
В период заносчивости, окрыленный открывшимися знаниями и возможностями, автор подобен акыну: поет то, что видит. Он пишет много, пробует себя в разных жанрах, системах стихосложения, увлекается авангардом и декадансом. Это не плохо. Это очень хорошо – автор ищет себя, вырабатывает свой стиль. Главное, чтобы это не стало патологией.
Затем следует еще одно перерождение и множество других. Поэту-Фениксу уже не интересно просто рифмовать строчки. Он наполняет их собой, вписывает в стихи свой жизненный опыт… Он приближается к истинному званию «Поэт». Но это уже совсем другая история.
Итак, на каком вы периоде? Если на периоде ученичества, еще до первого перерождения Феникса, то мои рекомендации «Как работать с ритмом» вам помогут.
1. Используйте синонимы для замены слов.
Если слово, которое вы хотите использовать, «не вписывается» в размер, замените его синонимом. Однако помните, что синонимы отличаются друг от друга оттенками смысла. Стяг, знамя, флаг и хоругвь – это всё-таки разные понятия, стяг и хоругвь к тому же являются устаревшими словами – историзмами.
2. Используйте однокоренные слова.
Я чувствую как в венах протекает кровь.
Я чувствую как в венах течет, вскипает кровь. – конечно, тоже ужастик, но, по крайней мере, из размера не выбивается. (А размер здесь своеобразный, попробуйте сами определить).
3. Меняйте слова местами.
Изменение порядка слов в предложении называет инверсией. Иногда необязательно искать слова-замены, достаточно поменять слова в предложении местами, чтобы «попасть» в нужный размер.
А люди что угодно твердят – и пусть – сбитый размер
А люди твердят что угодно – и пусть – анапест
4. Не используйте частицы «уж», «столь», «кабы», «лишь», «то» и другие односложные слова для «забивания дырки» в размере. Это только обедняет вашу речь и показывает, что вы – не профессиональный поэт, а любитель.
5. В ваших стихах не должно быть смещения ударения.
Я хотел бы быть с тобой,
Меня выгнали из дома.
В второй строчке приходится читать «мЕня» вместо правильного «менЯ», чтобы соблюсти размер.
Если есть вопросы по ударениям, присылайте свои примеры на почту, разберемся. Адрес почты найдете в разделе «Контакты».
Практика.
Поработайте со своими размерами. Попробуйте составить подробную ритмическую схему стихотворения и привести свой шедевр в порядок.
Вы можете вернуться на главную страницу учебника
Комментариев нет