[К АФРОДИТЕ]
Пестрым троном славная Афродита,
Зевса дочь, искусная в хитрых ковах!..
Я молю тебя, не круши мне горем
Сердца, благая!
Но приди ко мне, как и раньше часто
Откликалась ты на мой зов далекий
И, дворец покинув отца, всходила
На колесницу
Золотую. Мчала тебя от неба
Над землей воробушков малых стая;
Трепетали быстрые крылья птичек
В далях эфира,
И, представ с улыбкой на вечном лике,
Ты меня, блаженная, вопрошала,
В чем моя печаль и зачем богиню
Я призываю,
И чего хочу для души смятенной.
«В ком должна Пейто, скажи, любовно
Дух к тебе зажечь? Пренебрег тобою
Кто, моя Сапфо?
Прочь бежит — начнет за тобой гоняться.
Не берет даров — поспешит с дарами,
Нет любви к тебе — и любовью вспыхнет,
Хочет, не хочет».
О, приди ж ко мне и теперь от горькой
Скорби дух избавь и, что так страстно
Я хочу, сверши и союзницей верной
Будь мне, богиня.
Поэты и философы Греции называли ее «лесбосским соловьем», «досточтимой», «божественной», «целомудренной», «непорочной», «десятой Музой». «Сапфо фиалкокудрая, чистая, с улыбкою нежной…», – написал о ней ее друг поэт Алкей.
Сафо держала на «счастливом» острове Лесбосе школу, в которую отсылали учиться девушек из лучших семей со всей Эллады. Сафо воспела в своих бессмертных стихах восхищение чудом женской природы. Она одна из всех женщин за все времена сообщила о том, что именно к женщине женщина и чувствует настоящую любовь и страсть, восхищение и нежность.
Жанр этого стихотворения – послание. Сафо обращается к богине любви Афродите как к своей покровительнице.
В стихотворении множество эпитетов (пёстрым троном, вечный лик, горькая скорбь), что придаёт ему образность. Для стиля Сафо характерна метафоричность и инверсивность (союзница верная, от горькой скорби дух избавь). Имеется лексический повтор (Нет любви к тебе – и любовью вспыхнет), что позволяет выразить лирическому герою своё субъективно-экспрессивное отношение к происходящему. Кроме того, этот повтор одновременно является антитезой как семантической, так и синтаксической.
Как и все древнегреческие поэты, Сафо активно использует перифразы (богиня, благая, блаженная), аллегорию и символику («колесница золотая» как атрибут богини).
Для этого стихотворения, как и для всего жанра в целом, характерны риторические восклицания (благая!) и риторические вопросы (Пренебрёг тобою кто?).
Стихотворение написано гекзаметром, рифма отсутствует. Цельность стиху придаёт чёткая ритмическая организация. Каждая четвёртая строка укорочена и состоит из трёх ударных и двух безударных слогов. Это придаёт стиху особое звучание и «сшивает» воедино все строфы. Условно можно выделить 7 четырёхстрочных строф, поделённых скорее ритмически, чем по синтаксическому или семантическому принципу.
Комментариев нет