Высоцкий был пронзительно русским человеком. Его имя сегодня знакомо каждому русскому человеку. Он вошел в нашу жизнь в «магнитофонную эпоху». Его голос с хрипотцой, нехитрый гитарный перебор слышались повсюду.
Когда на экраны страны вышел художественный фильм «Вертикаль», все увидели молодого человека небольшого роста, коренастого, поющего свои песни в сопровождении обычной гитары. Этот образ потряс зрителей.
Видео «Песня о друге» — отрывок из к/ф «Вертикаль»
Мы поможем Вам выбрать действительно интересный фильм!
Высоцкий мгновенно получил всенародную любовь. С годами она стала укрепляться, так как люди увидели своего кумира, стали узнавать подробности его биографии, слагать о нем легенды. Необыкновенный талант этого человека сделал его «своим» для миллионов людей. Песни, баллады, стихи Высоцкого привлекают к себе не только оригинальностью, виртуозным владением лексикой, они понятны и близки людям теми переживаниями, проблемами, которые испытывают их лирические герои. Его стихи стали хрестоматийными, их может продолжить любой… Так происходило только с Пушкиным.
И как Пушкин, Высоцкий бы и остается истинно русским человеком, генетически, морально и творчески связанный с историей, культурой, нравами и обычаями России. Поэтому в его стихах много лирической грусти, тоски, протяжности, любви к Богу и к человеку. В интервью он сознавался:
«Для меня авторская песня — это возможность беседовать, разговаривать с людьми на темы, которые меня волнуют и беспокоят; рассказывать им о том, что меня скребет по нервам, рвет душу и так далее, — в надежде, что их беспокоит то же самое. И если у меня есть собеседник и возможность об этом рассказать, особенно такому большому количеству людей, это самая большая для меня награда».
Стихи (исполняют чтецы, либо музыканты):
Колокола
Как засмотрится мне нынче, как задышится?
Воздух крут перед грозой, крут да вязок.
Что споется мне сегодня, что услышится?
Птицы вещие поют — да все из сказок.
Птица Сирин мне радостно скалится —
Веселит, зазывает из гнезд,
А напротив — тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.
Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черед —
Это птица Гамаюн
Надежду подает!
В синем небе, колокольнями проколотом,-
Медный колокол, медный колокол —
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом —
Чтобы чаще Господь замечал.
Я стою, как перед вечною загадкою,
Пред великою да сказочной страною —
Перед солоно — да горько-кисло-сладкою,
Голубою, родниковою, ржаною.
Грязью чавкая жирной да ржавою,
Вязнут лошади по стремена,
Но влекут меня сонной державою,
Что раскисла, опухла от сна.
Словно семь богатых лун
На пути моем встает —
То мне птица Гамаюн
Надежду подает!
Душу, сбитую да стёртую утратами,
Душу, сбитую перекатами,-
Если до крови лоскут истончал,-
Залатаю золотыми я заплатами —
Чтобы чаще Господь замечал!
О двух погибших лебедях
Трубят рога — скорей, скорей,
И копошится свита,
Душа у ловчих, без затей,
Из жил воловьих свита.
Ну и забава у людей
Убить двух белых лебедей,
И стрелы ввысь помчались.
У лучников наметан глаз,
А эти лебеди как раз
Сегодня повстречались.
Она жила под солнцем там,
Где синих звезд без счета,
Куда под силу лебедям
Высокого полета.
Вспари и два крыла раскинь
В густую трепетную синь,
Скользи по божьим склонам.
В такую высь, куда и впредь,
Возможно будет долететь,
Лишь ангелам и стонам.
Но он и там ее настиг,
И счастлив миг единый,
Да только был тот яркий миг
Их песней лебединой.
Крылатым ангелам сродни,
К земле направились они,
Опасная повадка.
Из-за кустов, как из-за стен,
Следят охотники за тем,
Чтоб счастье было кратко.
Вот отирают пот со лба
Виновники паденья,
Сбылась последняя мольба,
Остановись мгновенье.
Так пелся вечный этот стих
В пик лебединой песне их,
Счастливцев одночасья.
Они упали вниз вдвоем,
Так и оставшись на седьмом,
На высшем небе счастья.
Кони привередливые
Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому краю
Я коней своих нагайкою стегаю, — погоняю, —
Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю,
Чую, с гибельным восторгом — пропадаю, пропадаю!
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые,
И дожить не успел, мне допеть не успеть!
Я коней напою,
Я куплет допою,-
Хоть немного еще постою на краю!…
Сгину я, меня пушинкой ураган сметет с ладони,
И в санях меня галопом повлекут по снегу утром.
Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони!
Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Не указчики вам кнут и плеть.
Но что-то кони мне попались привередливые,
И дожить я не смог, мне допеть не успеть.
Я коней напою,
Я куплет допою,-
Хоть немного еще постою на краю!…
Мы успели — в гости к богу не бывает опозданий.
Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами?
Или это колокольчик весь зашелся от рыданий,
Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани?
Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее!
Умоляю вас вскачь не лететь!
Но что-то кони мне достались привередливые,
Коль дожить не успел, так хотя бы допеть!
Я коней напою,
Я куплет допою,-
Хоть мгновенье еще постою на краю!.
Эра милосердия – отрывок из к/ф «Место встречи изменить нельзя»
В сущности, судьба Высоцкого – предмет зависти. Будучи гражданином Советского Союза, он оставался диссидентом, но таким диссидентом, который чувствовал свою Родину гораздо ближе, чем Солженицын и ему подобные. И при этом он был особенным диссидентом – его не высылали, как врага народа, не обвиняли в тунеядстве, как Бродского, давали отличные роли в театре, приглашали сниматься в кино… Он был женат на француженке, записывал свои диски за границей, выезжал на гастроли в Германию, Канаду, США и, конечно, Францию. Его любили, им восторгались, его песни переписывали, затирая магнитофонную пленку до дыр. Его популярность была сравнима разве что с популярностью Пушкина. Власть не трогала. Он был для нее недосягаем. И в то же время Высоцкий чувствовал постоянную тревогу и постоянное недовольство. Чем это было вызвано? Может быть, его угнетала атмосфера, в которой он жил, постоянная боязнь представителей власти, неаккуратно сказанного слова? А может быть, ему было не по нраву, как живут окружающие его люди, боящееся каждого шороха? Он переживал за представителей творческой интеллигенции? А может быть – грусть-тоска была следствием его творческой натуры, обязательным элементом пророческого мировоззрения, частичкой подлинного поэта, без которой – никуда? Неспроста последняя исполненная Высоцким перед смертью песня была именно «Моя цыганская».
Как бы то ни было, во многих стихах Высоцкого прослеживаются цыганские мотивы – когда он ощущает себя беженцем из этого мира, скитальцем, пророком, паломником, восклицая: «Все не так, ребята!».
Охота на волков
Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня — опять, как вчера,-
Обложили меня, обложили,
Гонят весело на номера.
Из-за елей хлопочут двустволки —
Там охотники прячутся в тень.
На снегу кувыркаются волки,
Превратившись в живую мишень.
Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников — матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Не на равных играют с волками
Егеря, но не дрогнет рука!
Оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка.
Волк не может нарушить традиций.
Видно, в детстве, слепые щенки,
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали — Нельзя за флажки!
Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников — матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Наши ноги и челюсти быстры.
Почему же — вожак, дай ответ —
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем через запрет?
Волк не должен, не может иначе!
Вот кончается время мое.
Тот, которому я предназначен,
Улыбнулся и поднял ружье.
Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников — матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Я из повиновения вышел
За флажки — жажда жизни сильней!
Только сзади я радостно слышал
Удивленные крики людей.
Рвусь из сил, из всех сухожилий,
Но сегодня — не так, как вчера!
Обложили меня, обложили,
Но остались ни с чем егеря!
Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников — матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Моя цыганская
В сон мне — желтые огни,
И хриплю во сне я:
— Повремени, повремени,-
Утро мудренее!
Но и утром всё не так,
Нет того веселья:
Или куришь натощак,
Или пьешь с похмелья.
В кабаках — зеленый штоф,
Белые салфетки.
Рай для нищих и шутов,
Мне ж — как птице в клетке!
В церкви смрад и полумрак,
Дьяки курят ладан.
Нет! И в церкви все не так,
Все не так, как надо.
Я — на гору впопыхах,
Чтоб чего не вышло.
А на горе стоит ольха,
А под горою вишня.
Хоть бы склон увить плющом,
Мне б и то отрада,
Хоть бы что-нибудь еще…
Все не так, как надо!
Я тогда по полю, вдоль реки.
Света — тьма, нет бога!
А в чистом поле васильки,
Дальняя дорога.
Вдоль дороги — лес густой
С Бабами-Ягами,
А в конце дороги той —
Плаха с топорами.
Где-то кони пляшут в такт,
Нехотя и плавно.
Вдоль дороги все не так,
А в конце — подавно.
И ни церковь, ни кабак —
Ничего не свято!
Нет, ребята, все не так,
Все не так, ребята!
Высоцкий – великий сатирик и юморист. Он создал целую галерею мещанских образов, высмеивая мещанский пафос и мещанский образ мыслей. Его антигерои – люди-приспособленцы, со своей местечковой философией. Но их время ушло.
Но остались другие стихи. Те, которые наполнены общечеловеческим содержанием. Стихи о любви, дружбе, предательства, о горах, море, войне… Те стихи, в которых Высоцкий выпел свою душу, разлил ее по каплям в стихах. Те стихи и песни, в которых Высоцкий был подлинным собой, выражал сугубо свои мысли, вкладывал сугубо свой ум, опыт, переживания, ощущения… Он сознавался:
Главное, что я хочу делать в своих песнях, — я хотел бы, чтобы в них ощущалось наше время. Время нервное, бешеное, его ритм, его темп. Я не знаю, как это у меня получается, но я пишу о нашем времени, чтобы получалась вот такая общая картина: в этом времени есть много юмора, и много смешного, и много еще недостатков, о которых тоже стоит писать.
В своих песнях и стихах Высоцкий показал себя гражданином мира. Целостность мифологического мировосприятия – вот что характерно для него. Заимствуя образы из других культур – античной, византийской, средневековой – он создавал на их основе прекрасные песни и стихи, отвечающие запросом времени. Восхищаясь природой – этим храмом красоты – Высоцкий преклонялся перед Богом, создавшим все, нас окружающее. Поэтому эти его стихи несут общечеловеческое значение.
Нить Ариадны
Миф этот в детстве каждый прочел —
Черт побери!-
Парень один к счастью пришел
Сквозь лабиринт.
Кто-то хотел парня убить,-
Видно, со зла,-
Но царская дочь путеводную нить
Парню дала…
С древним сюжетом
Знаком не один ты:
В городе этом —
Сплошь лабиринты:
Трудно дышать,
Не отыскать
Воздух и свет…
И у меня дело неладно:
Я потерял нить Ариадны!
Словно в час пик,
Всюду тупик —
Выхода нет!
Древний герой ниточку ту
Крепко держал:
И слепоту, и немоту —
Все испытал;
И духоту, и черноту
Жадно глотал.
И долго руками одну пустоту
Парень хватал.
Сколько их бьется,
Людей одиноких,
Словно в колодцах
Улиц глубоких!
Я тороплюсь,
В горло вцеплюсь —
Вырву ответ!
Слышится смех: зря вы спешите,
Поздно! У всех порваны нити!
Хаос, возня…
И у меня —
Выхода нет!
Злобный король в этой стране
Повелевал,
Бык Минотавр ждал в тишине —
И убивал.
Лишь одному это дано —
Смерть миновать:
Только одно, только одно —
Нить не порвать!
Кончилось лето,
Зима на подходе,
Люди одеты
Не по погоде,-
Видно, подолгу
Ищут без толку
Слабый просвет.
Холодно — пусть! Всё заберите…
Я задохнусь здесь, в лабиринте:
Наверняка —
Из тупика
Выхода нет!
Древним затея их удалась —
Ну и дела!
Нитка любви не порвалась,
Не подвела.
Свет впереди! Именно там
Хрупкий ледок:
Легок герой,- а Минотавр —
С голода сдох!
Здесь, в лабиринте,
Мечутся люди:
Рядом — смотрите!-
Жертвы и судьи,-
Здесь, в темноте,
Эти и те
Чествуют ночь.
Крики и вопли — все без вниманья!..
Я не желаю в эту компанью!
Кто меня ждет,
Знаю — придет,
Выведет прочь.
Только пришла бы,
Только нашла бы —
И поняла бы:
Нитка ослабла…
Да, так и есть:
Ты уже здесь —
Будет и свет!
Руки сцепились до миллиметра,
Все — мы уходим к свету и ветру,-
Прямо сквозь тьму,
Где одному
Выхода нет!..
Сначала было слово
Сначала было слово печали и тоски,
Рождалась в муках творчества планета,
Рвались от суши в никуда огромные куски
И островами становились где-то.
И странствуя по свету без фрахта и без флага,
Сквозь миллионолетья, эпохи и века,
Менял свой облик остров, отшельник и бродяга,
Но сохранил природу и дух материка.
Сначала было слово, но кончились слова,
Уже матросы землю населяли.
И ринулись они по сходням, вверх на острова,
Для красоты назвав их кораблями.
Но цепко держит берег, надежней мертвой хватки.
И острова вернутся назад, наверняка,
На них царят морские, особые порядки,
На них хранят законы и честь материка.
Простит ли нас наука за эту паралель?
За вольность толкований и теорий?
И если уж сначала было слово на земле,
То безусловно слово „море“.
Прощание с горами
В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы — просто некуда деться!
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце.
Так оставьте ненужные споры!
Я себе уже все доказал —
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.
Кто захочет в беде оставаться один?
Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?
Но спускаемся мы с покоренных вершин —
Что же делать, и боги спускались на землю.
Так оставьте ненужные споры!
Я себе уже все доказал —
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.
Сколько слов и надежд, сколько песен и тем
Горы будят у нас и зовут нас остаться.
Но спускаемся мы — кто на год, кто совсем,
Потому что всегда, потому что всегда мы должны возвращаться.
Так оставьте ненужные споры!
Я себе уже все доказал —
Лучше гор могут быть только горы,
На которых никто не бывал.
Песня Солодова
В дорогу — живо! Или — в гроб ложись.
Да! Выбор небогатый перед нами.
Нас обрекли на медленную жизнь —
Мы к ней для верности прикованы цепями.
А кое-кто поверил второпях —
Поверил без оглядки, бестолково.
Но разве это жизнь — когда в цепях?
Но разве это выбор — если скован?
Коварна нам оказанная милость —
Как зелье полоумных, ворожих:
Смерть от своих — за камнем притаилась,
И сзади — тоже смерть, но от чужих.
Душа застыла, тело затекло,
И мы молчим, как подставные пешки,
А в лобовое грязное стекло
Глядит и скалится позор в кривой усмешке.
И если бы оковы разломать —
Тогда бы мы и горло перегрызли
Тому, кто догадался приковать
Нас узами цепей к хваленой жизни.
Неужто мы надеемся на что-то?
А может быть, нам цепь не по зубам?
Зачем стучимся в райские ворота
Костяшками по кованным скобам?
Нам предложили выход из войны,
Но вот какую заломили цену:
Мы к долгой жизни приговорены
Через Позор, через позор, через измену!
И рано нас равнять с болотной слизью —
Мы гнезд себе на гнили не совьем!
Мы не умрем мучительною жизнью —
Мы лучше верной смертью оживем!
Песни Высоцкого – доходчивые, простые, близки и понятны всем. Фронтовики утверждали, что о войне так может написать только человек, прошедший ее дорогами. «Он – наш!» – так о Высоцком могли сказать все, о ком он писал. Многие были уверены, что Высоцкий воевал. Но это не так. На вопрос, почему он все время возвращается к военной тематике, Высоцкий дал подробный и исчерпывающий ответ:
«Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать — это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером. Во-вторых, у меня военная семья. В-третьих, мы дети военных лет – для нас это вообще никогда не забудется».
Остается добавить только, что война предстает в стихах и песнях Высоцкой не ура-патриотичной. Да, в ее символике фашисты – всегда зло, черное воронье, а советские бойцы – святые воины за свободу и Богу. Но война Высоцкого наполнена болью, страданием, ненавистью, и в то же время –простыми человеческими отношениями, героизмом, любовью к Отечеству, настоящей мужской дружбой, надеждой на лучшее.
В плен – приказ…
В плен — приказ: не сдаваться,- они не сдаются,
Хоть им никому не иметь орденов.
Только черные вороны стаею вьются
Над трупами наших бойцов.
Бог войны — по цепям на своей колеснице,-
И в землю уткнувшись, солдаты лежат.
Появились откуда-то белые птицы
Над трупами наших солдат.
После смерти для всех свои птицы найдутся —
Так и белые птицы для наших бойцов,
Ну, а вороны — словно над падалью — вьются
Над черной колонной врагов.
Братские могилы – Руслан
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них на рыдают, —
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне — видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче,
На братских могилах не ставят крестов…
Но разве от этого легче?!
Не стрелял
Я вам мозги не пудрю — уже не тот завод.
В меня стрелял поутру из ружей целый взвод.
За что мне эта злая, нелепая стезя?-
Не то чтобы не знаю — рассказывать нельзя.
Мой командир меня почти что спас,
Но кто-то на расстреле настоял,
И взвод отлично выполнил приказ,
Но был один, который не стрелял.
Судьба моя лихая давно наперекос,-
Однажды языка я добыл, да не донес.
И особист Суэтин, неутомимый наш,
Еще тогда приметил и взял на карандаш.
Он выволок на свет и приволок
Подколотый, подшитый материал,
Никто поделать ничего не смог.
Нет, смог один, который не стрелял.
Рука упала в пропасть с дурацким криком Пли!
И залп мне выдал пропуск в ту сторону земли.
Но слышу:- Жив зараза. Тащите в медсанбат!
Расстреливать два раза уставы не велят.
А врач потом все цокал языком
И, удивляясь, пули удалял,
А я в бреду беседовал тайком
С тем пареньком, который не стрелял.
Я раны, как собака, лизал, а не лечил,
В госпиталях, однако, в большом почете был.
Ходил в меня влюбленный весь слабый женский пол:
— Эй ты, недостреленный! Давай-ка на укол!
Наш батальон геройствовал в Крыму,
И я туда глюкозу посылал,
Чтоб было слаще воевать ему,
Кому? Тому, который не стрелял.
Я пил чаек из блюдца, со спиртиком бывал,
Мне не пришлось загнуться, и я довоевал.
В свой полк определили. — Воюй, — сказал комбат,-
А что недострелили, так я невиноват!..
Я тоже рад был, но, присев у пня,
Я выл белугой и судьбину клял,-
Немецкий снайпер дострелил меня
Убив того, который не стрелял.
Из дорожного дневника
Ожидание длилось,
А проводы были недолги.
Пожелали друзья:
«В добрый путь, чтобы все без помех».
И четыре страны
Предо мной расстелили дороги,
И четыре границы
Шлагбаумы подняли вверх.
Тени голых берез
Добровольно легли под колеса,
Залоснилось шоссе
И штыком заострилось вдали.
Вечный смертник-комар
Разбивался у самого носа,
Превращая стекло лобовое
В картину Дали.
Сколько смелых мазков
На причудливом мертовм покрове,
Сколько серых мозгов
И комарьих раздавленных плевр!
Вот взорвался один,
До отвала напившийся крови,
Ярко-красным пятном
Завершая дорожный шедевр.
И сумбурные мысли,
Лениво стучавшие в темя,
Устремились в пробой —
Ну попробуй-ка останови!
И в машину ко мне
Постучало просительно время.
Я впустил это время,
Замешанное на крови.
И сейчас же в кабину
Глаза из бинтов заглянули
И спросили: «Куда ты?
На запад? Вертайся назад!..»
Я ответить не смог:
По обшивке царапнули пули.
Я услышал: «Ложись!
Берегись! Проскочили! Бомбят!»
Этот первый налет
Оказался не так чтобы очень:
Схоронили кого-то,
Прикрыв его кипой газет,
Вышли чьи-то фигуры —
Назад, на шоссе — из обочин,
Как лет тридцать спустя,
На машину мою поглазеть.
И исчезло шоссе —
Мой единственный верный фарватер.
Только — елей стволы
Без обрубленных минами крон.
Бестелесый поток
Обтекал не спеша радиатор.
Я за сутки пути
Не продвинулся ни на микрон.
Я уснул за рулем.
Я давно разомлел до зевоты.
Ущипнуть себя за ухо
Или глаза протереть?
В кресле рядом с собой
Я увидел сержанта пехоты.
«Ишь, трофейная пакость,- сказал он,-
Удобно сидеть».
Мы поели с сержантом
Домашних котлет и редиски,
Он опять удивился:
Откуда такое в войну?
«Я, браток,- говорит,-
Восемь дней как позавтракал в Минске.
Ну, спасибо, езжай!
Будет время, опять загляну…»
Он ушел на Восток
Со своим поредевшим отрядом.
Снова мирное время
В кабину вошло сквозь броню.
Это время глядело
Единственной женщиной рядом.
И она мне сказала:
«Устал? Отдохни — я сменю».
Все в порядке, на месте,-
Мы едем к границе, нас двое.
Тридцать лет отделяет
От только что виденных встреч.
Вот забегали щетки,
Отмыли стекло лобовое,-
Мы увидели знаки,
Что призваны предостеречь.
Кроме редких ухабов,
Ничто на войну не похоже.
Только лес молодой,
Да сквозь снова налипшую грязь
Два огромных штыка
Полоснули морозом по коже,
Остриями — по мирному —
Кверху, а не накренясь.
Здесь, на трассе прямой,
Мне,
Не знавшему пуль,
Показалось,
Что и я где-то здесь
Довоевывал невдалеке.
Потому для меня
И шоссе, словно штык, заострялось,
И лохмотия свастик
Болтались на этом штыке.
Сколько павших – Женя
Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог —
Кто считал, кто считал!..
Сообщается в сводках Информбюро
Лишь про то, сколько враг потерял.
Но не думай, что мы обошлись без потерь —
Просто так, просто так…
Видишь — в поле застыл как подстреленный зверь,
Весь в огне, искалеченный танк!
Где ты, Валя Петров? — что за глупый вопрос:
Ты закрыл своим танком брешь.
Ну а в сводках прочтем: враг потери понес,
Ну а мы — на исходный рубеж.
Не вернулся из боя
Почему все не так? Вроде все как всегда:
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, — не про то разговор,
Вдруг заметил я — нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалась, будто из плена, весна,
По ошибке окликнул его я:
— Друг, оставь покурить! — А в ответ — тишина:
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих.
Все теперь одному. Только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.
Любовь к женщине, как ни странно, не занимает центрального места в творчестве Высоцкого. Возможно, это потому, что с любимыми женщинами ему не всегда везло. Сложно совмещать такой ритм жизни, в котором двигался Высоцкий, с размеренной семейной жизнью… Кстати, в своих интервью Высоцкий никогда не отвечал на вопросы, касающиеся «дел сердечных». И там не менее – Марине Влади, своей искренней любови, Высоцкий посвятил немало прекрасных строк. Это лирика сугубо личная, очень мужская и наполненная сами неожиданными образами и ассоциациями.
Люблю тебя сейчас
Люблю тебя сейчас, не тайно — напоказ.
Не после и не до в лучах твоих сгораю.
Навзрыд или смеясь, но я люблю сейчас,
А в прошлом — не хочу, а в будущем — не знаю.
В прошедшем я любил — печальнее могил,-
Все нежное во мне бескрылит и стреножит,
Хотя поэт поэтов говорил:
Я вас любил, любовь еще, быть может…
Так говорят о брошенном, отцветшем —
И в этом жалость есть и снисходительность,
Как к свергнутому с трона королю.
Есть в этом сожаленье об ушедшем
Стремленьи, где утеряна стремительность,
И как бы недоверье к я люблю.
Люблю тебя теперь — без пятен, без потерь,
Мой век стоит сейчас — я вен не перережу!
Во время, в продолжение, теперь —
Я прошлым не дышу и будущим не брежу.
Приду и вброд, и вплавь к тебе — хоть обезглавь!-
С цепями на ногах и с гирями по пуду.
Ты только по ошибке не заставь,
Чтоб после я люблю добавил я и буду.
Есть горечь в этом буду, как ни странно,
Подделанная подпись, червоточина
И лаз для отступленья, про запас,
Бесцветный яд на самом дне стакана.
И словно настоящему пощечина, —
Сомненье в том, что я люблю сейчас.
Смотрю французский сон с обилием времен,
Где в будущем — не так, и в прошлом — по-другому.
К позорному столбу я пригвожден,
К барьеру вызван я — языковому.
Ах, разность в языках! Не положенье — крах!
Но выход мы вдвоем поищем — и обрящем.
Люблю тебя и в сложных временах —
И в будущем, и в прошлом настоящем!
Мне каждый вечер
Мне каждый вечер зажигают свечи,
И образ твой окуривает дым,-
И не хочу я знать, что время лечит,
Что все проходит вместе с ним.
Я больше не избавлюсь от покоя:
Ведь все, что было на душе на год вперед,
Не ведая, она взяла с собою —
Сначала в порт, а после — в самолет.
Мне каждый вечер зажигают свечи,
И образ твой окуривает дым,-
И не хочу я знать, что время лечит,
Что все проходит вместе с ним.
В душе моей — пустынная пустыня,-
Так что ж стоите над пустой моей душой!
Обрывки песен там и паутина,-
А остальное все она взяла с собой.
Теперь мне вечер зажигает свечи,
И образ твой окуривает дым,-
И не хочу я знать, что время лечит,
Что все проходит вместе с ним.
В душе моей — все цели без дороги,-
Поройтесь в ней — и вы найдете лишь
Две полуфразы, полудиалоги,-
А остальное — Франция, Париж…
И пусть мне вечер зажигает свечи,
И образ твой окуривает дым,-
Но не хочу я знать, что время лечит,
Что все проходит вместе с ним.
Здесь лапы у елей
Здесь лапы у елей дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут тревожно.
Живешь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.
Пусть черемухи сохнут бельем на ветру,
Пусть дождем опадают сирени —
Все равно я отсюда тебя заберу
Во дворец, где играют свирели.
Твой мир колдунами на тысячи лет
Укрыт от меня и от света.
И думаешь ты, что прекраснее нет,
Чем лес заколдованный этот.
Пусть на листьях не будет росы поутру,
Пусть луна с небом пасмурным в ссоре,-
Все равно я отсюда тебя заберу
В светлый терем с балконом на море.
В какой день недели, в котором часу
Ты выйдешь ко мне осторожно?
Когда я тебя на руках унесу
Туда, где найти невозможно?
Украду, если кража тебе по душе,-
Зря ли я столько сил разбазарил?
Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
Если терем с дворцом кто-то занял!
Комментариев нет