Листая жизнь свою…

18.11.2012

Раннее утро. Начинается новый, удивительный (а я уверена, что он обязательно удивит меня) день.

В гимназии ещё нет учеников, не слышны их звонкие голоса, а я мысленно уже веду с ними разговор. По-моему учитель — словесник уже счастливый человек, потому что он может общаться с детьми через необычайный вид искусства — через словесность.

«… Моей душе покоя нет…». Устаёшь от суеты, от бесконечных вопросов, от гомона детских голосов, от нескончаемого потока тетрадей. Но вновь и вновь каждое утро встречаешь с радостью: я нужна им, детям, таким непоседливым и любознательным. Нужна для того, чтобы научить их чувствовать волшебство слова, уметь выразить себя, свои мысли. Ведь русское слово и русская душа богаты и неповторимы. Мы богаты своим прошлым, своими традициями, неповторимы в поступках, в общении, в отношении к миру. И мне важно почувствовать ученика, настроиться на его волну, приблизиться к душе его.

Миссия учителя, прежде всего, быть Личностью, Человеком, человеком во всем. И научить этому своих учеников. На одном из родительских собраний услышала: «Литература — единственный предмет, который не даёт школьнику забыть, что он — человек». Я считаю, что главное в работе любого учителя — понять человека. Изучал творчество того или иного писателя, поэта, рассказываю ученикам о нём, прежде всего, как о незаурядной личности, и поощряю детей, если они находят об авторе что-то интересное Например, перед изучением пьесы «Вишнёвый сад» мы проводили диспут на тему «Воспитанный человек — это…», рассматривая и обсуждая при этом письма Антона Павловича Чехова. Возможно, ребята и забудут какую-то точную дату из биографии писателя, но каким он был Человеком, уверена -никогда.

Как-то в одном из журналов прочитала статью преподавателя английского языка из Самары Л.Р.Бикеевой «Поразительные факты про российскою школу или «просто поразилки»». В ней рассказывается о том, как группа американских ребят вместе с директором своей школы приезжали в Самару в рамках российско-американского образовательного проекта. Американец Крис, директор школы, присутствовал на нескольких уроках литературы: по рассказу Л.Толстого «Гуттаперчевый мальчик», по роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание». Уроки были яркими, сочными, но гость был удивлён не этим. Крис сказал: «Разве можно давать детям такие серьёзные книги да ещё с плохим концом? Какие мрачные произведения! В них нет даже намёка на надежду».

Вот как?! Да, в нашей литературе нет комиксов — так горячо любимого американцами жанра. Но бесспорно, в нашей литературе великолепно раскрывается загадка русской души, богатейший внутренний мир человека, его высокая духовность. Вспомним пушкинские строки: «…что чувства добрые я лирой пробуждал». Лирой — значит стихами, поэзией, то есть творчеством своим. А добрые чувства — это то, что питает жизнь человека, они помогают оценить самого себя и тех, кто нас окружает. Добрые чувства — это умение видеть не просто глаза, а «рыжие глаза» гриновского Хина, «глаза с оттенком грустного вопроса» Ассоль, глаза толстовской Дины, как мокрые ягодки смородины.

И в классических произведениях 19 века «даже нет намёка на надежду» … ? В корне не согласна. Вспомните: «…Ну что мне сказать вам? Что любил вас? Это и прежде не имело смысла. Скажу лучше, какая вы славная… великодушная…. Ну прощайте! Живите долго. Меня вы забудете… Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого Человека Россия теряет…. Это чепуха, но не разуверяйте старика…. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать… ».

Это тот самый Базаров (И.С.Тургенев «Отцы и дети») умирающий Базаров, который был скуп и сдержан на проявление чувств, он их просто отрицал. Мы понимаем, что у него всегда была тонкая ранимая душа, и что под напускной холодностью скрывалась большая любовь к родителям.

И потом, что значит — «нельзя читать мрачные книги»? А как тогда мы поймём, что в мире есть люди, которым нужна помощь, которым своим участием мы можем подарить радость?

Учитель должен воспитывать уверенность, оптимизм, учить быть счастливым. Оказывается надо ещё уметь быть счастливым, уметь принимать счастье и дарить его другим. А для этого нужно приготовить свою душу. И какая бы она ни была: нищая, потерянная, живая, щедрая, странно летящая — она разовьётся в своей способности чувствовать, сострадать, любить. И это тоже входит в миссию Учителя.

В далёком 1983 году судьба привела меня на уроки удивительного филолога Ильина Евгения Николаевича в городе Санкт-Петербург. На его уроках я нашла ключ к пониманию художественного произведения: оно по-настоящему интересно, когда обнаруживаешь в нём самого себя и находишь отклик на всё, что тревожит и мучает. Любое художественное произведение, на мой взгляд, не должно быть только «программным минимумом», оно должно быть актуальным, то есть книгой, написанной о нас и для нас. Именно с такой позиции я и формулирую тему урока: «Как протянуть руку матери?» (по «Вишнёвому саду» А.Чехова), «Что вытирает наши слёзы?» (по роману А.Фадеева «Разгром»), «Как изобретать себя?» (по роману Н.Чернышевского «Что делать?») и так далее.

А ещё я уверена, что сформировать личность можно собственным примером, то есть, не скрывая свои мысли и чувства. Кто-то из моих коллег с гордостью говорил: «Я оставляю всё своё за порогом школы, в классе я учитель». Почему? Пусть ученики видят, что вы человек, что не только им нужна ваша помощь, но и вам необходима их поддержка. Ученик почувствует, что вы верите ему, и он обязательно будет верить в вас. И тогда не будет анонимных писем, о которых я прочитала в педагогическом вестнике «Три ключа»: «… Мне так хотелось, чтобы вы помогли мне обрести уверенность в самом себе. Я всё время хотел быть способным, умным. Я хотел быть достойным любви. Мне хотелось всего лишь вашей поддержки, вашей веры в меня, в мои маленькие, робкие успехи. Я хотел расстаться со страхом неправильного ответа, неумения что-то сделать. Я пришёл УЧИТЬСЯ, и я так понимал, что у меня могут быть ошибки и срывы… Я хотел научиться не бояться самого себя, не бояться, что подумают, что я боюсь…».

По-моему в этом письме не только боль маленького человека, но и заклинание: «Учитель! Я — человек, полюби меня, поверь в меня, помоги мне понять этот мир!»

Конечно же, литература напрямую не решает никаких жизненных проблем, но она как искусство слова влияет на человека. И если после встречи с умной книгой, после хорошего урока ученик стал чуточку лучше, значит, и мир вокруг него стал немного добрее.

© Ольга Феофанова,

лауреат республиканского конкурса «Учитель года»,

преподаватель Гимназии №1

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Return to Top ▲Return to Top ▲