Советская живопись: основные жанры и направления

08.02.2017

В числе поклонников живописи немало ценителей картин, созданных в советский период. Несмотря на то, что в то время идеология выдвигалась на первый план, другие жанры изобразительного искусства активно развивались, иногда даже вопреки общим тенденциям. Культура этой эпохи особенная. XX век ознаменовался в России многими историческими потрясениями – двумя революциями, коллективизацией, Великой Отечественной войной, войной в Афганистане, перестройкой… И несмотря на это, сам дух времени был пронизан оптимизмом, народностью, верой в лучшее будущее. Все это не могло отразиться на живописи.

Начальный период советской живописи

 

Революция 1917 года открыла новую эпоху в истории нашей страны. Биполярность, созданная в первые послереволюционные годы, переход от одной культурной и историко-политической формации к другой, столкновение ценностей – всё это оказало влияние на советскую живопись. Именно к этому времени относится русский авангард, яркими представителями которого стали футуристы, имажинисты, кубисты, символисты и представители других художественных школ.

Авангард оказал огромное влияние и на художников-реалистов, которых активно поддерживала советская власть. Яркие представители того времени, соединявшие авангардизм, символизм и реализм – Б.М. Кустодиев, К.Ф. Юон, П.Н. Филонов.

1920-е годы вошли в историю изобразительного искусства как время художественных группировок. Наиболее известные и влиятельные:

  • Ассоциация художников революции, которые выполняли спецзаказ от государства, основной принцип – героический реализм (И.И. Бродский, Е.М. Чепцов, М.Б. Греков и др.);
  • Четыре искусства, которые предпочитали образность и лаконичность в своих работах (К.С. Петров-Водкин и др.);
  • Общество московских художников, заимствовавших много от футуризма и импрессионизма (П.П. Кончаловский и др.)

В 1932 году художественные группировки были распущены и специальным постановлением создан Союз художников СССР. С этого времени начинается расцвет социального реализма.

 

Живопись военного и послевоенного периода

 

С приходом Великой Отечественной войны большинство художников, как и другие советские граждане, были отправлены на фронт. Главным жанром того времени стали живописные и фронтовые зарисовки. Другое важное направление того периода – парадные портреты, писали, главным образом, полководцев, прославившихся героев, партизан.

В послевоенный период последовало переосмысление предшествующих событий. Основные направления:

  • тема войны, из которой советский человек вышел победителем, восхищение героизмом простых солдат;
  • исторические жанры, обращение к прошлому и мифологии;
  • живопись и натюрморт.

Живописцы не только восхищаются ратными подвигами воинов, но и воспевают мирный созидательный труд, о котором мечтали во время войны. Картины советских художников того времени становится более жизнерадостными, правдоподобными, авторы ищут новые формы и жанры выражения своего настроения. Развивается реалистический портретный жанр. Картины именно этого периода особенно ценятся коллекционерами.

 

«Суровый стиль» и период застоя

 

Начиная с 60-х годов XX века в советской живописи начинает превалировать так называемый «суровый стиль» – особая разновидность соцреализма. Задача, которую ставили перед собой художники того периода – отображение действительности без налета романтизма и украшательств. Живописцы воспевали трудовые будни, писали портреты тружеников и фронтовиков, особое развитие получили групповой портрет и автопортрет. В пейзажных жанрах особый интерес появился к северной «суровой» природе. Яркие представители этой эпохи – художники В.Е. Попков, В.И. Иванов, Г.М. Коржев, А.А. и П.А. Смолины, П.Ф. Никонов.

В 70-80-х годах на смену «суровому стилю» приходит новое направление, которому характерны символизм, артистичность, театральность. Художники пытались бороться с серостью повседневной жизни, абсурдизмом, бюрократизмом. Особое значение приобретает пластичность, метафоричность работ, живописцы создают картины с неоднозначным содержанием. Известные творцы того периода – Н.Н. Смирнов, А.Г. Ситников, Н.И. Нестерова, И.Л. Лубенников.

 

Постсоветское и современное изобразительное искусство

 

С одной стороны, после распада СССР с художников были сняты все формальные запреты, с другой – исчезла консолидирующая и направляющая сила, изменились экономические условия, художники перестали выполнять государственный заказ и вынуждены были или стать коммерчески успешными, или уйти из профессии.

Постсоветских период характеризуется полифонией стилей. Кто-то старается придерживаться принципов соцреализма, кто-то разрабатывает новые темы и направления, кто-то вдохновляется историческими образцами и становится неоклассицистом или неоавангардистом.

Живопись выходит из условных рамок жанра. Появляется концептуальное искусство, развивается уличная графика (граффити). Особым направлением стоит выделить компьютерную графику и анимацию. Некоторые художники соединяют разные жанры искусства и устраивают перфомансы или монтируют инсталляции.

Но советское искусство как явление эпохи сохраняет свою ценность. Переходит переосмысление прошлого, и интерес к картинам советских художников возрождается.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Return to Top ▲Return to Top ▲